Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
RU  EN 

Показать на карте

«Всякий яд может стать лекарством»: о ботулинотерапии читателям Вечерней Уфы рассказала профессор Л.Ахмадеева

Может ли яд принести пользу? Вопрос неоднозначный. Хотя мы знаем, что, например, пчелиный яд используют во благо. Известно, что ботулизм - страшная инфекция, которая может привести к очень сложным состояниям и даже к смерти. Виной тому - яд (токсин), который вырабатывает микроорганизм с красивым названием клостридия. Но его с недавних времен применяют в косметологии для борьбы с морщинами. И не только. С помощью токсина лечат заболевания нервной системы.

Сегодня в нашей стране применяют несколько зарубежных и один российский препарат, основой которых является ботулинический токсин. Все они работают одинаково хорошо, а исследования, опубликованные в европейских, американских и российских журналах, однозначно говорят о том, что нет оснований считать один препарат лучше другого для большинства случаев. Поэтому сегодня расскажу о том, как служат ботулинические токсины, не выделяя какой-либо из препаратов, а характеризуя их как группу.
Лечение с использованием инъекций препаратов ботулинического токсина (а в России зарегистрированы пока только препараты одного типа - типа А) называется ботулинотерапия. Это серьезный процесс, требующий от врача глубоких знаний про то, как и в каких случаях работают эти препараты, кому они могут принести существенную пользу. Не менее важны практические навыки: нужно выбрать правильные точки для процедуры, рассчитать индивидуально для каждого пациента дозы, попасть именно в эту точку при проведении инъекции. Мы всегда используем четкие анатомические ориентиры, но иногда применяем и дополнительные инструменты, например, ультразвуковой аппарат. Важно найти именно то место, в которое необходимо ввести препарат или нейрофизиологическое устройство (чаще всего его называют миографом). Нужно «услышать», какая мышца работает неправильно или, простимулировав глубокую или маленькую мышцу, убедиться, что мы попали в правильную точку для введения ботулотоксина.
Слово «токсин» может звучать несколько неприятно или даже пугающе, поэтому московский профессор Ольга Орлова предложила еще одно название для ботулотоксинов – «ботулинический нейропротеин». Оно отражает сущность препарата, основу которого действительно составляет протеин, то есть белок.
Приходилось ли вам когда-либо видеть людей с избыточными непроизвольными движениями в каких-то частях тела? Иногда они очень мешают в жизни: так человек с прекрасным зрением может чувствовать себя практически слепым, если его глаза вне зависимости от его желания закрываются или даже зажмуриваются. У нас есть пациенты, которым для того, чтобы открыть глаза и перейти дорогу или набрать номер телефона, приходится пальцами поднимать веки или расширять глазную щель. Такое состояние называется блефароспазм. Недуг может причинять массу неудобств в работе и в быту. Казалось бы, какое отношение к этой ситуации может иметь ботулинотерапия? Самое прямое! Она позволяет расслабить мышцы, которые гиперактивны - то есть сокращаются больше и чаще, чем в норме. Можно подобрать дозы ботулинического нейропротеина и ввести их прямо в эти мышцы. Препараты работают таким образом, что избыточный сигнал перестает передаваться на мышцу и она расслабляется. После того как спазм таким образом устранили, пациент может легче открывать глаза и видеть мир.
Есть еще немало ситуаций, когда надо расслабить мышцы. У человека, перенесшего инсульт, мышцы руки, например, могут быть настолько твердыми и спастичными, что это создает неудобную (чаще всего согнутую) позу для руки и мешает реабилитационным упражнениям для восстановления движений и самообслуживания. И здесь на помощь может прийти ботулинотерапия: введение этого лекарства в спастичные мышцы позволяет расслабить их для занятий лечебной гимнастикой.
В настоящее время ботулинические нейропротеины служат в неврологии для лечения целого ряда заболеваний, включая даже некоторые формы упорных и мучительных головных болей, позволяя пациентам облегчить их самочувствие и вернуться в жизнь семьи и общества, пусть не излечившись от этой болезни навсегда, но испытывая боль реже и меньше.
Конечно, только специально обученный врач-невролог может определить, в каком случае можно ожидать облегчения состояния после ботулинотерапии, а в каком не стоит возлагать надежды на этот метод. К тому же инъекции препаратов ботулинических токсинов «работают» у каждого из людей по-разному и с неодинаковой продолжительностью, чаще всего в пределах нескольких месяцев, после которых лечение обычно повторяют.
В Уфе работает два центра ботулинотерапии: федеральный на базе университетской клиники и республиканский на базе Республиканской клинической больницы имени Гумера Куватова, где оказывается помощь пациентам, нуждающимся в проведении этой процедуры, проводятся мастер-классы в городах и районах Башкортостана как нами, так и приезжающими из других регионов специалистами, ведутся научные исследования по данному направлению. Основам ботулинотерапии мы обучаем уже студентов медицинского вуза, так как этот метод лечения имеет серьезные доказательства и признан эффективным и безопасным мировым сообществом неврологов (конечно же, при грамотном его использовании).
Вот так сегодня, почти через 500 лет после Парацельса, мы вспоминаем его слова: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только доза делает лекарство ядом, а яд лекарством». Медицина идет вперед, развивается, и мы - врачи - стараемся помогать тем, кому можем, используя лучшее, что есть в мире, иногда даже яды!

http://vechufa.ru/medicine/15872-vsyakiy-yad-mozhet-stat-lekarstvom.html