Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
RU  EN 

Юлия Кжышковска: «Учиться искать информацию и структурировать ее»

Юлия Кжышковска – доктор биологических наук, профессор университета Гейдельберга, заведующая отделом врожденного иммунитета и иммунологической толерантности Института иммунологии и трансфузионной медицины медицинского факультета Маннгейма, заведующая лабораторией трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины Томского НИМЦ. Юлия Георгиевна является ведущим ученым и совместно с исследователями БГМУ занимается научными проектами, которые поддерживаются государственной программой Приоритет-2030. Об этом и других проектах, а также о своем пути в науку профессор Кжышковска рассказала в интервью.

Юлия Георгиевна, у вас выстроились продолжительные и прочные связи с БГМУ, и вы видите, что университет развивается и растет не по годам, а по часам. Поделитесь своими впечатлениями о нашем вузе.
В Башкирском государственном медицинском университете делаются очень правильные вложения государственного финансирования в построение инфраструктуры, рассчитанной на будущее, строятся и грамотно планируются помещения, которые предназначаются не только для выполнения проектов, но и для привлечения студентов и популяризации науки. Проекты, над которыми работают ученые университета, из рутинных переходят в очень современные и даже опережающие мировую науку, например, умные материалы для медицины. Здесь есть онкологическая школа с очень сильными хирургическими разработками в сфере рака простаты и мочевого пузыря. 
Какими проектами вы занимаетесь совместно с БГМУ?
Во-первых, несколько наших совместных проектов разрабатываются в рамках государственной программы поддержки университетов Приоритет-2030. Это синтез лекарственных препаратов и взаимодействие рака простаты, рака мочевого пузыря и глобластомы. По второму направлению перед нами стоит задача понять, как мы можем использовать полученные знания, чтобы активировать противоопухолевый иммунитет. Помимо этого, мы занимаемся исследованием, которое связано с шестью типами рака: раком легкого, молочной железы, кишечника, яичника, простаты и гортани. Головной организацией проекта является Сибирский ГМУ, а я руковожу всеми процессами. Экспертиза ученых БГМУ в данном исследовании – рак простаты. Проект существует уже три года, и на данном этапе у нас проходят ступени доклинических испытаний два противоопухолевых препарата. Еще я участвую в исследовании по созданию и разработке биоматериалов для восстановительной хирургии. В этом проекте мы создаем имплантаты из материала, у которого буду заданы определенные функциональные свойства, вследствие чего можно будет понять, как будет себя вести имплант на протяжении всего цикла взаимодействия с человеком. В дополнении ко всему, мы совместно с исследователями БГМУ изучаем особенности воздействия вируса SARS-CoV-2 на врожденный иммунитет человека и в момент острой фазы, и в постковидный период.
Какие перспективы открываются для региона, университета и обучающихся в связи с открытием Института фундаментальной медицины?
Для региона это консолидирует несколько направлений и объединяет исследования, которые связывают заболевания между собой. С моей точки зрения, во все проекты входят элементы взаимоотношения заболевания или лечения с врожденным иммунитетом, который находится во всех наших тканях, управляет гомеостазом нашего организма, выставляет первую линию защиты против инфекций и является барьером влияния неправильных метаболических факторов и внутренних расстройств в тканях и органах на общее состояние человека. Институт фундаментальной медицины позволяет вести исследования, которые связывают все проекты и делают из них общее целое: можно лечить коленку и ухо, а можно понять, что у человека в принципе есть вирусное заболевание, и вирусы поселились и там, и там.
Это очень полезно, потому что сотрудники смогут обмениваться информацией и умножать свои знания. У студентов будет возможность выбрать то, что им по сердцу тематически и технологически. Институт позволит студентам сначала получить представление о возможностях, а потом выбрать то, что они хотят в очень компактной структуре, где все взаимосвязано содержательно.
Как вы считаете, возможно ли, что большая часть студенчества будет вовлечена в научную, исследовательскую жизнь университета?
Дело в том, что исследовательская деятельность относится к трудоустройству в будущем. Студенты, которые могут соединить теоретические знания с пониманием экспериментальных структур и понимают, каким методом и на каких приборах они готовы работать, однозначно, будут востребованнее, чем те обучающиеся, которые об этом только прочитали. Поэтому я считаю, что базовые иммунологические, биохимические, компьютерные знания должна получить не маленькая группа студентов, которая потом целевым образом будет участвовать в проектах, а весь курс. Например, 50 человек работают на электрофорезе, а другие 50 человек могут получить более специфическое обучение на сканирующем микроскопе и знать, как просчитывается распределение определенных клеточных типов в опухоли. Не просто посмотреть в микроскоп, где им поставили препарат, а подготовить препарат своими руками, поставить, запустить программу, просчитать и сделать выводы.
Расскажите, пожалуйста, как вы выбрали свою профессию. Знали ли вы заранее, что хотите заниматься наукой?
Я решила, что я буду заниматься научными исследования в области онкологии, когда мне было 12 лет. Для этого я поступила в школу с углубленным изучением биологии. В 9 классе я уже знала, к какому профессору и на какую кафедру я хотела бы пойти заниматься онкологическими исследованиями. После продолжительного времени самостоятельной подготовки и занятий с репетиторами я успешно сдала экзамены для поступления в МГУ. Для меня было огромным счастьем впервые войти в здание университета в качестве студентки. Я пошла писать дипломную работу к тому самому профессору, а потом осталась в институте где он работал, проходила там магистратуру и в дальнейшем защитила диссертацию. Это, можно сказать, моя альма-матер. 
А потом, в силу условий 90-х, я понимала, что масштабные исследования, о которых я всегда мечтала, я не могу проводить из-за отсутствия средств и реагентов. Поехать работать за границу было для меня очень жестким решением. Я уехала исследовать вирусы в Институт микробиологии и гигиены в Регенсбург. Мне хотелось найти направление, изучающее противоопухолевый иммунитет, и я нашла то, что искала, в университете Гейдельберга, куда я переехала в 2001 году. С тех пор я там работаю по этому направлению, правда, к нему добавились не только опухолевый и противоопухолевый иммунитет, но еще и изучение влияния плохого метаболизма на иммунную систему и взаимоотношение иммунной системы с имплантами. 
Как вам удается успевать заниматься разными проектами и исследованиями?
Мне это нравится. Все, что я делаю, я делаю с огромным удовольствием. Сам процесс деятельности, освоения информации, планирование проектов, взаимодействие с воодушевленными, мотивированными молодыми сотрудниками доставляет мне столько удовольствия, что вот сколько у меня сил в течение дня есть, все они вложены в этот процесс, а возвращается мне это радостью. 
Вы очень любите то, что делаете!
Совершенно верно. И мне органично не только содержание, мне органичен и процесс: я очень люблю экспериментальную работу, поэтому там, где есть возможность, например, самой поработать на микроскопе или даже показать приходящим аспирантам какую-то тонкую процедуру, то я с удовольствием это демонстрирую. Были и такие этапы в моей жизни, когда я очень увлеченно работала над экспериментами до 14-16 часов в сутки. Да, иногда и до трех ночи задерживалась в лаборатории, потому что вирусные эксперименты требуют определенные процедуры по времени. Большое удовольствие мне доставляло то, что, получая определенный результат, я видела и понимала, какой сигнал запустил процесс и по какому закону он пошел. Это сродни подарку природы, драгоценному камню. Сейчас с такими открытиями и эмоциями ко мне приходят мои студенты почти каждый день, и мне нужно их направить в правильное русло, научить работать с такими тайнами природы, поэтому удовольствие я получаю колоссальное. На эмоциональном уровне это постоянное построение какого-то замка, который стоит на очень прочном фундаменте, даже если ты перестроишь башенку, упасть он вообще не может.
На какую сферу медицины вы бы посоветовали обратить внимание студентам?
Онкология, сердечно-сосудистые заболевания – вечные проблемы, а сейчас еще и диабет приковывает внимание многих специалистов. Все, что связано с ним и его осложнениями покрывает практически всю планету и здесь нужно не только подбирать лекарства для диабетиков, но и четко понимать механизм формирования этого заболевания и возможности передачи его по наследству. Здесь хорошо бы разобраться не только в том, что это запоминает иммунная система, но и в том, как это фиксирует нервная система. Я считаю, что все, что связано с ролью иммунной и нервной системы во всем спектре заболеваний достойно внимания, можно идти в любое направление, и студенты не ошибутся. 
Если они хотят работать на высокотехнологичном уровне я бы посоветовала, особенно для людей мультидисциплинарного склада, идти в высокопроизводительные компьютерные технологии, которые могут создавать программы кодировки и симулировать процессы, происходящие на биологическом, химическом, физическом уровнях. Я бы вообще сейчас делала гибридное образование, любой человек, занимающийся биологическими, химическими или медицинскими процессами, должен иметь возможность написать кодировку к этому процессу и предсказать развитие определенных веток этого процесса, симулируя это на компьютере. Не обращаться за этим к программистам, а делать это самостоятельно.
Что бы вы посоветовали студентам Башкирского государственного медицинского университета?
Сомневаться во всем, что им говорят. Воспринимать по максимуму всю информацию и не бояться вопросов, которые у них возникают, когда им выдают информацию как догму. Все время думать и не ждать, когда им кто-то поставит задачу, а с самого начала сформировать вопросы, которыми бы они хотели заниматься всю жизни. Мне кажется, что содержание человека должно иметь эмоциональную основу. Это может быть какое-то семейное событие или что-то необъяснимое, что позволит ему услышать себя и понять, что хочется делать в жизни. 
Изначально у меня была такая мотивация, мне это помогло. Меня интересовало, как можно продлить жизнь человеку, находящемуся на последней стадии онкологического заболевания, для того чтобы он увидел, например, рождение внуков. И вот в спектре своего вопроса я все воспринимаю.
Студентам нужно учиться искать информацию и структурировать ее, найти оптимальный баланс самостоятельного поиска и обращения к преподавателям и коллегам. Не бояться, что тебя посчитают некомпетентным, если ты обратишься к людям, которые могут тебе помочь.

Яндекс.Метрика