Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
RU  EN 

Показать на карте

Директор Департамента Татьяна Семёнова дала интервью "Медицинской газете"

logo-86a2d56450066ca62b51c37e7eed33ce12a0d51bcdd2e14b5f83a5524c9ac1b9.pngЕсли суммировать всех специалистов, которые имеют отношение к хирургической деятельности, то это окажется самая большая часть 700-тысячной «армии» российских врачей. К тому же часть недостаточно хорошо структурированная. Вот почему информа­ция о том, что Министерство здравоохранения РФ планирует в рамках реформы высшего медицинского образования не только модернизировать систему профессиональной подготовки хирургов, но и сократить количество врачебных специальностей, вызвала у хирургического сообщества особый интерес.

Решением какой глобальной задачи руководствуется министер­ство, приступая к этой работе? Об этом читателям «Медицинской Газеты» рассказала директор Департамента медицинского образования и кадровой по­литики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семёнова.

Чем вызвана необходимость внести коррективы в программу профессиональной подготовки хирургов?

Продолжается изменение системы послевузовского медицин­ского образования под сегод­няшние реалии. Традиционная схема получения послевузовского профессионального образования один год обучения в интернату­ре или два года в ординатуре. Но, как показывает российский опыт, выпускники оказываются недо­статочно подготовленными в части освоения всего спектра мануальных навыков, чтобы стать самостоятель­ными оперирующими хирургами, например, в таких областях, как нейрохирургия, кардиохирургия, то­ракальная хирургия. Для сравнения: в Европе подготовка торакального хирурга занимает 13 лет.

До того, как начать модерни­зировать программу подготовки хирургов, очень важно сформиро­вать профессиональные стандарты, которые определяют конкретные требования к компетенциям специ­алистов на том или ином рабочем месте. Нет необходимости оттачи­вать на уровне ординатуры какой-то мануальный навык, который потом конкретно этому врачу никогда в жизни не пригодится, это нераци­ональная трата времени.

Основная задача в этот пере­ходный период - предполагаем, он завершится к 2019 г. - перейти на персонифицированную подготовку хирургов под конкретное рабочее место.
Мы планируем создать такую систему, когда молодой врач, набираясь опыта на широко специализированных рабочих ме­стах, мог бы при желании дальше перейти к узкой специализации, выбирая для обучения именно тот модуль, который соответствует его профессиональным устремлениям.

При этом, на наш взгляд, це­лесообразно приходить в узкую хирургическую специальность, имея большой профессиональ­ный кругозор и сформированное клиническое мышление в целом по хирургии, а не по конкретной системе организма и набору нозо­логий. И только потом, модулями, осваивать узкопрофессиональные компетенции
и навыки. Допустим, первый уровень ординатуры - введение в хирургию или основы хирургии, второй уровень - трав­матология-ортопедия, следующий - микрохирургия.

А ответить на вопрос, какое количество таких модулей пред­полагается в подготовке хирургов каждого профиля, должны про­фессиональные сообщества, ко­торым предстоит решить, сколько времени и какой объём знаний нужны для подготовки специали­стов разного уровня.Теперь представим, что, пора­ботав какое-то время амбулатор­ным хирургом, врач почувствовал стремление заниматься нейрохирургией.

Или иная ситуация: есть ординатура по травматологии-ор­топедии, врач отучился, работает какое-то время, а потом понимает, что хочет специализироваться в пластической хирургии. Что де­лать? Реализовать это желание в нынешней жёсткой траектории образования невозможно, потому что между врачебными медицин­скими специальностями, по кото­рым сегодня ведётся подготовка в ординатуре, мало «смычек». Чтобы на любом этапе профессиональ­ной карьеры врач одной специаль­ности мог переквалифицироваться во врача другой специальности, ему опять нужно начинать с по­ступления в ординатуру. Мы же хотим через сокращение перечня врачебных специальностей до­биться большей универсализации в базовой подготовке специали­стов и больших возможностей в узкой специализации.

Материал доступен по адресу http://www.rosminzdrav.ru/news/2016/07/22/3075-direktor-departamenta-tatyana-semyonova-dala-intervyu-meditsinskoy-gazete

Яндекс.Метрика