Если суммировать всех специалистов, которые имеют отношение к хирургической деятельности, то это окажется самая большая часть 700-тысячной «армии» российских врачей. К тому же часть недостаточно хорошо структурированная. Вот почему информация о том, что Министерство здравоохранения РФ планирует в рамках реформы высшего медицинского образования не только модернизировать систему профессиональной подготовки хирургов, но и сократить количество врачебных специальностей, вызвала у хирургического сообщества особый интерес.
Решением какой глобальной задачи руководствуется министерство, приступая к этой работе? Об этом читателям «Медицинской Газеты» рассказала директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семёнова.
Чем вызвана необходимость внести коррективы в программу профессиональной подготовки хирургов?
Продолжается изменение системы послевузовского медицинского образования под сегодняшние реалии. Традиционная схема получения послевузовского профессионального образования один год обучения в интернатуре или два года в ординатуре. Но, как показывает российский опыт, выпускники оказываются недостаточно подготовленными в части освоения всего спектра мануальных навыков, чтобы стать самостоятельными оперирующими хирургами, например, в таких областях, как нейрохирургия, кардиохирургия, торакальная хирургия. Для сравнения: в Европе подготовка торакального хирурга занимает 13 лет.
До того, как начать модернизировать программу подготовки хирургов, очень важно сформировать профессиональные стандарты, которые определяют конкретные требования к компетенциям специалистов на том или ином рабочем месте. Нет необходимости оттачивать на уровне ординатуры какой-то мануальный навык, который потом конкретно этому врачу никогда в жизни не пригодится, это нерациональная трата времени.
Основная задача в этот переходный период - предполагаем, он завершится к 2019 г. - перейти на персонифицированную подготовку хирургов под конкретное рабочее место.
Мы планируем создать такую систему, когда молодой врач, набираясь опыта на широко специализированных рабочих местах, мог бы при желании дальше перейти к узкой специализации, выбирая для обучения именно тот модуль, который соответствует его профессиональным устремлениям.
При этом, на наш взгляд, целесообразно приходить в узкую хирургическую специальность, имея большой профессиональный кругозор и сформированное клиническое мышление в целом по хирургии, а не по конкретной системе организма и набору нозологий. И только потом, модулями, осваивать узкопрофессиональные компетенции
и навыки. Допустим, первый уровень ординатуры - введение в хирургию или основы хирургии, второй уровень - травматология-ортопедия, следующий - микрохирургия.
А ответить на вопрос, какое количество таких модулей предполагается в подготовке хирургов каждого профиля, должны профессиональные сообщества, которым предстоит решить, сколько времени и какой объём знаний нужны для подготовки специалистов разного уровня.Теперь представим, что, поработав какое-то время амбулаторным хирургом, врач почувствовал стремление заниматься нейрохирургией.
Или иная ситуация: есть ординатура по травматологии-ортопедии, врач отучился, работает какое-то время, а потом понимает, что хочет специализироваться в пластической хирургии. Что делать? Реализовать это желание в нынешней жёсткой траектории образования невозможно, потому что между врачебными медицинскими специальностями, по которым сегодня ведётся подготовка в ординатуре, мало «смычек». Чтобы на любом этапе профессиональной карьеры врач одной специальности мог переквалифицироваться во врача другой специальности, ему опять нужно начинать с поступления в ординатуру. Мы же хотим через сокращение перечня врачебных специальностей добиться большей универсализации в базовой подготовке специалистов и больших возможностей в узкой специализации.
Материал доступен по адресу http://www.rosminzdrav.ru/news/2016/07/22/3075-direktor-departamenta-tatyana-semyonova-dala-intervyu-meditsinskoy-gazete