Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
RU  EN 

Показать на карте

Центр практических навыков

Центр практических навыков создан в Башкирском государственном медицинском университете в 2010 году в качестве межкафедрального тренажерного класса. В соответствии с планируемым объемом работ были заказаны и приобретены манекены и тренажеры зарекомендовавших себя изготовителей, прежде всего США, Норвегии, Дании, Германии. Кадровый состав Центра с момента его организации неизменен, это руководитель Центра доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом ИПО Гузэль Айратовна Биктимирова и старший лаборант Центра Ирина Яковлевна Ситникова.

Одной из главных проблем современного состояния высшего медицинского образования является достаточно высокий уровень теоретической подготовки в вузе и довольно низкий уровень владения практическими навыками.

Подобное расхождение связано со многими причинами, среди которых можно назвать:

- значительный (лавинообразный) рост количества новых научных данных, другой медицинской информации, и перекос в обучении в сторону «знаньевой», теоретической составляющей,

- значительный рост количества новых технологий, приемов, практических методов, которыми должен овладеть будущий врач – выпускник вуза,

- отсутствие возможности каждому студенту выполнить, причем неоднократно, до автоматизма, каждого отдельного приема, метода, тем более, что объектом обучения являются биологические модели,

- неоднозначное, зачастую негативное отношение самих пациентов к видению себя в роли «обучающей модели», тем более к отработке практических умений и навыков.

В результате уже традиционным является тот факт, что студент даже на середине срока обучения не умеет правильно обследовать больного, общаться с ним, тем более оказывать мануальную помощь.

К моменту прохождения летней сестринской практики студенты не владеют умениями и навыками, позволяющими эффективно работать в этом качестве, что значительно снижает ценность практики. То же самое можно сказать и в отношении врачебной практики. Оказавшись совершенно не подготовленными к выполнению элементарных медицинских манипуляций, студенты в большинстве своем избегают демонстрировать свое неумение, проявляют низкую активность.

Подобное положение дел является неприемлемым. Современный Федеральный Государственный образовательный стандарт 3-го поколения диктует иное построение медицинского образования высшего профессионального уровня.

1.  Практическая работа у постели больного начинается уже с 1-го курса, для этого на 1-м курсе впервые введена «Учебная практика», в ходе которой студенты осваивают простейшие методы ухода и оказания первичной медицинской помощи. В нашем вузе студенты получили доступ к работе в клиниках только после обучения в специальных фантомных классах.

2.  Увеличивается количество часов, посвящаемых овладению именно практическими умениями.

3.  Обучение студентов выпускного курса должно быть посвящено почти исключительно отработке практических умений и превращению их в «НАВЫК», то есть автоматизированный, выполняемый без пауз, напоминаний, разъяснений практический прием, метод и т.д.

Концептуальная разработка системы обучения в специально оснащенном учебном центре для обучения студентов высших медицинских заведений практическим умениям будущей профессии предполагает:

1.  Выделение тех практических умений, которые соответствуют требованиям профессии, соответствующей уровню обучения. В частности, после 1-го курса студент должен овладеть компетенциями помощника младшей медицинской сестры по уходу за больным, к окончанию 2-го курса – помощника палатной медицинской сестры, после 3-го курса (к началу производственной практики) – помощника процедурной медицинской сестры, а по успешном окончании практики – приобретает право самостоятельной работы по этой профессии. После 4-го курса студент должен овладеть компетенциями помощника врача в условиях стационара по специальностям терапевт, хирург, акушер. После 5-го курса – студент овладевает компетенциями врача амбулаторно-поликлинического звена, в том числе уметь оказывать неотложную помощь.

2.  Обучение проводится по методическим канонам высшего медицинского российского образования – от простого к сложному, начинается с простейших навыков, и продолжается через весь период образования в вузе.

Обучение начинается на доклиническом этапе, с отработки отдельных приемов на манекенах, тренажерах и т.д. По окончании вуза студент должен овладеть всеми компетенциями выпускника вуза, в том числе практическими умениями, в соответствии с мировыми стандартами.

Недостатком обучения отдельным навыкам является их «техничность», оторванность от реальной клинической ситуации, что не позволяет осуществить единый целостный подход в подготовке студентов. Решением данной проблемы является внедрение симуляционных методик в образовательный процесс (имитация клинической ситуации), что позволяет «подстроить» ситуацию под потребности учебного процесса и теоретические и практические возможности обучаемых.

Безусловно, симуляционная практика обучения – процесс трудоемкий, дорогой, а потому должен применяться в обучении студентов средных и особенно старших курсов, а также, безусловно, в системе непрерывного профессионального развития.

Качественное обучение практическим навыкам требует:

1.  Материальных вложений,

2.  Методической проработки программы обучения, отдельных дисциплинарных разработок, не должно быть противоречий в мнениях относительно методик выполнения отдельных приемов, всей системы лечения пациента – то есть работа в команде не только студентов, но и преподавателей,

3.  Кадровых «вложений» - качественно преподавать по данной программе могут высокопрофессиональные преподаватели врачи-клиницисты, востребованные и в реальной клинической практике.

4.  Тесного содружественного междисциплинарного взаимодействия с целью унификации преподавания.

Симуляционная среда – искусственно созданная по образу и подобию клинической ситуационной обстановки.

Преимущества.

1.  Обучение проводится по заданным параметрам

2.  Нет риска ни «пациенту», ни обучаемому.

3.  Возможность неограниченного повторения необходимого маневра, приема, подхода.

4.  Отработка командного стиля работы.

5.  Возможность создания любого варианта ситуации.

6.  Возможность объективной оценки, тестирования.

Необходимо оговорить разные степени овладения практическими умениями:

- знаньевая составляющая (видел, слышал, читал, сам не выполнял),

- умения (умею, делал, пробовал под контролем преподавателя, пошаговое выполнение),

- навык – автоматизированное умение (нет необходимости в пошаговом контроле).

Последовательность овладения умениями.

На начальном этапе обучения – на простейших манекенах, тренажерах отрабатываются отдельные составляющие. Обеспечение – экономные тренажеры, педагогическая составляющая – в соответствии с рабочей программой дисциплины по соответствующей специальности. Каждый навык «прописывается пошагово», желательно – визуализируется. Обучаются студенты 1 – 4 (5) курсов.

Продвинутый этап обучения требует применения (использования) сложных компьютеризированных тренажеров, с операторским сопровождением. Педагогическая составляющая – в соответствии с рабочей программой дисциплины по соответствующей специальности. Каждый навык прописывается пошагово, обязательна визуализация – либо пошаговая фотосъемка, либо видео достаточного качества. Обучаются студенты 5 – 6 курсов.

Высокий уровень обучения. Применение симуляторов, симулированная среда. Возможно – использование симулированных пациентов. Обучаются студенты 4 – 6 курсов. Педагогическая составляющая – высококвалифицированные преподаватели, определенные решением соответствующей ЦМК по специальности.

На этом же уровне отрабатывается навык работы в команде.

На этом же уровне отрабатывается междисциплинарное взаимодействие. Педагогическая составляющая – разработка ситуационных задач (деловых игр), согласование на КНМС, обязательная составляющая предварительное теоретическое «проговаривание» ситуации ДО начала ситуационной деловой игры, и последующий дебрифинг (обсуждение, «раздача слонов») по результатам работы.

Задача Центра практических навыков - в преобразовании УМЕНИЙ в НАВЫКИ, готовность студента, выпускника к работе как в рядовых, штатных, так и экстренных ситуациях, готовность к работе в команде. Результаты успешной сдачи итоговых выпускных экзаменов в части овладения практическими навыками показали, что мы находимся на правильном пути. Вектор развития медицинского образования во всем мире смещается в сторону все более практической составляющей, и мы соответствуем мировым стандартам.

Яндекс.Метрика