Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
RU  EN 

Показать на карте

Кафедры

Русского языка, лингвистики и международной коммуникации

  • История кафедры
  • Учебно-методическая деятельность
  • Научная деятельность
  • Воспитательная работа
  • Достижения кафедры
  • Сотрудники кафедры
Русского языка, лингвистики и международной коммуникации

Контактная информация:

Адрес: 450015, РБ, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 50. E-mail: rus_kaf@bashgmu.ru

Кафедра русского языка, лингвистики и международной коммуникации официально открыта 1 сентября 2021 года на базе медико-профилактического факультета с отделением биологии. С 2005 года до 1 сентября 2021 существовал курс русского языка на базе кафедры педагогики и психологии, который и вырос в кафедру русского языка, лингвистики и международной коммуникации.

Основные научные направления кафедры – исследование теории языка, сравнительное и сопоставительное языкознание, русистика, культурология, когнитивная лингвистика, функциональная лингвистика, исследование лингвистических особенностей медицинских текстов. Результаты научных разработок являются основой для разработки инновационных подходов к учебному процессу при обучении русскому языку как иностранному в общих и специальных целях, а также русскому языку и культуре речи.

Перспективы развития кафедры обусловлены

- интеграцией инновационных методик и технологий преподавания РКИ в учебный процесс (интерактивные, игровые технологии, IT, использование искусственного интеллекта в обучении и др.) с целью интенсификации формирования как коммуникативной, так и профессиональных компетенций, связанных с овладением навыками коммуникации в медицинской (академической и научной) среде;

- акцентуацией воспитательной функции кафедры как центра коммуникации обучающихся из разных стран, объединенных медициной и русским языком, с целью формирования мышления и вторичной языковой личности обучающихся в целом с нравственной ориентацией на систему ценностей, свойственной русскоязычному сознанию и включающей толерантность, уважение к другим народам, историческую память, стремление к общению, принципы высококонтекстных культур (разработка учебных материалов, направленных на принятие ценностей народов РФ и РБ, воспитание нравственно-этических качеств будущих врачей, клубная работа, направленная на эффективную адаптацию обучающихся в русскоязычной академической среде, формирование нравственных ориентиров);

- с расширением тематики научно-исследовательской работы сотрудников кафедры и студентов различных факультетов.



История кафедры

Кафедра русского языка, лингвистики и международной коммуникации официально образована 1 сентября 2021 года, с 2005 по 2021 г существовал курс русского языка на базе кафедры педагогики и пихологии. С момента возникновения курса русского языка, а затем – кафедры, подразделением заведует кандидат филологических наук, доцент Линник Л.А.. Преподавательский состав кафедры представлен специалистами в области русской, романо-германской, башкирской филологии, а также методики РКИ.

Кафедра является одним из крупнейших подразделений университета. Ежегодно проводятся международные олимпиады по русскому языку как иностранному

Приволжского федерального округа, привлекающие к участию более 700 иностранных обучающихся из различных вузов Российской федерации и ближнего и дальнего зарубежья, Фестивали языков и культур, форумы по специфике дистанционного обучения, методические марафоны среди преподавателей, направленные на совершенствование имеющихся в арсенале кафедры методик и технологий обучения и знакомство и имплементацию в учебный процесс новых, научно-практические конференции.

Кафедра внедрила и использует облачный виртуальный методический кабинет, виртуальную методическую лабораторию, в которых разрабатывает учебные материалы с использованием различных сервисов, таких, как Kahoot, Tobemum, Quizlet, Onlinetestpad, Wordart, Quizziz, система сервисов Google, использует интерактивные модули, подкасты, виртуальные рабочие листы и т.д. с целью повышения эффективности обучения.

И.о. заведующего кафедрой Любовь Александровна Линник, кроме осуществления функций, связанных с задачами образовательного процесса, читает открытые лекции в образовательных учреждениях, ассоциированных с ЮНЕСКО, участник организации и проведения курсов подготовки к Тотальному диктанту 2018 «Русский по средам», проведенных на базе БГМУ, является экспертом совета по вручению Премии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан имени С. Т. Аксакова, экспертом конкурса на предоставление грантов Фонда содействия гражданскому обществу РБ, экспертом ЕГЭ по русскому языку.

Кафедра является также центром студенческой научной и просветительской работы в области медицинской лингвистики, культурологии, лингвокультурологии, социолингвистики и культурологии. Здесь ежегодно проводятся научные, просветительские и страноведческие дискуссии, круглые столы, мастер-классы и форумы, посвященные широкому кругу научных проблем и культурологических особенностей разных стран и субкультур.

Значимый вклад в развитие кафедры вносят сотрудники кафедры (Петросян М.М., Кудрявцева З.Г., Чусова К.В., Гумерова А.М., Саитова К.А., Сидорова А.С., Михайлова Г.В., Александрова Е.Н., Васильева М.Н., Васильева О.Н., Галимова Е.Е., Смирнова А.А., Глотова Л.Р., Алтынова Э.Н., Ощепкова О.Н., Авхадиева И.А., Лебедева А.В., Давудова М.О., Герасимчук А.Н., Хакимьянова Л.Р.).


РУССКИЙ ЯЗЫК

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.

 И.С.Тургенев

  Один из наиболее распространённых языков мира — шестой среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмой по численности владеющих им как родным.

1 копия (2).jpg

  Самый распространённый славянский язык в мире и самый распространённый язык в Европе — географически и по числу носителей языка как родного.

1 копия (3).jpg

    На русском языке сегодня говорят более 260 миллионов человек в мире.

1 копия (4).jpg

   Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков КазахстанаКиргизии и некоторых других стран, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза

1 копия (5).jpg

    Рабочий язык СНГ, один из шести официальных языков ООН, один из рабочих языков ОБСЕ.

1 копия (6).jpg

    Официальный или рабочим языком в ряде международных организаций: ШОСЕАЭССДАОДКБИСОЕЭПГУАММФОКК и КП.

 1 копия (7).jpg

   Первый язык общения в космосе – русский. Юрий Гагарин впервые с орбиты обратился к жителям Земли на русском языке. С тех пор на орбите звучит русская речь, иностранные космонавты также говорят по-русски.

1 копия (8).jpg

    По количеству сайтов в интернете русский язык занимает второе место 

1 копия (9).jpg

    Русский язык занимает четвёртое место среди самых переводимых языков.

1 копия (10).jpg

    В международных научных базах данных русский язык занимает пятое место, а по количеству СМИ, имеющих идентификатор ISSN, седьмое.

1 копия (11).jpg

    По индексу глобальной конкурентоспособности языков русский язык занимает пятое место.

1 копия (12).jpg


    В соответствии с рейтингом ЮНЕСКО самыми переводимыми русскими писателями являются Ф. Достоевский, А. Чехов, Л. Толстой.

1 копия (13).jpg


   При изучении русского иностранцами он считается одним их самых сложных, наравне с китайским и японским.

1 копия (14).jpg

 

Кафедра осуществляет образовательный процесс по следующим специальностям для обучающихся из числа российских граждан: «Педиатрия», «Сестринское дело», «Клиническая психология», «Социальная работа», до 2021/2022 уч.г. – «Лечебное дело». Для иностранных обучающихся, как обучающихся с использованием языка-посредника, так и для обучающихся на русском языке, по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация».

Сотрудниками кафедры разработаны и обновлены в соответствии с ФГОС ВО рабочие программы по основным дисциплинам «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Русский язык как иностранный», «Иностранный язык (русский)», «Культура профессионального общения». Кроме того, ранее были разработаны рабочие программы по дисциплинам для иностранных обучающихся «Аннотирование и реферирование научных статей», «Устная и письменная профессиональная коммуникация», «Основы медицинского перевода», «Основы медицинской терминологии». К рабочим программам созданы учебно-методические комплексы и фонд оценочных материалов.

На кафедре подготовлены курсы русского языка для слушателей довузовской подготовки БГМУ, включая предординатуру. 

Преподаватели кафедры активно используют в обучении студентов компьютерные технологии. На кафедре созданы и внедрены в учебный процесс электронные учебники, компьютерные тренинговые и контролирующие программы, мультимедийное сопровождение лекций и практических занятий. На кафедре создан и находит свое применение богатый фонд видео- и аудиоматериалов, тестовых заданий, методических разработок. Изданы учебные пособия «Медицинский текст и его особенности» (Издательство «Логосфера»), «Русский язык как иностранный для студентов-медиков» (Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»), «Русский язык как иностранный в медицинской деятельности», «Научный стиль речи в медицинской деятельности», «Практикум по русскому языку», «Русский язык и культура речи для медицинских вузов» (Издательство БГМУ). Учебное пособие Линник Л.А. и Петросян М.М. «Русский язык как иностранный в медицинской деятельности» стало призером конкурса Россотрудничества «Русская речь 2020» на лучшее учебное пособие. Учебные пособия «Медицинский текст и его особенности», «Русский язык как иностранный для студентов-медиков», «Русский язык и культура речи для медицинских вузов», «Практикум по русскому языку» получили ГРИФ «рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия для использования в образовательных учреждениях, реализующие основные профессиональные образовательные программы высшего образования» МГМУ им. Сеченова. Учебные пособия «Медицинский текст и его особенности» (Издательство «Логосфера»), «Русский язык как иностранный для студентов-медиков» (Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа») реализуются по всероссийским сетевым и онлайн-магазинам («Читай-город», «Лабиринт» и др).

Сотрудники кафедры своевременно проходят профессиональное повышение квалификации по своей специальности и по педагогике как на уровне БГМУ и других вузов города Уфы, так и в других городах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Пермь и др.). 

Активно ведётся на кафедре работа с иностранными студентами, в связи с чем создается электронная образовательная среда, включающая облачный методический кабинет, методическую лабораторию, аккаунты кафедры в социальных сетях, позволяющие преимущественно в графической и игровой форме репрезентировать учебный материал обучающимся, проводить учебно-развлекательные конкурсы и соревнования, интенсифицировать медиа-коммуникацию на русском языке, расширять языковые, учебные и культурные контакты.

Отдельным направлением работы кафедры можно назвать привлечение обучающихся БГМУ к активному участию в разнообразных научных и воспитательных мероприятиях в других вузах Уфы и РФ (Башкирский государственный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Московский государственный университет им. Ломоносова, Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия» в г. Калининграде, Казанский федеральный университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Калмыцкий государственный университет и др.).    

Методическую работу кафедры отличает высокий уровень. Преподаватели кафедры регулярно участвуют в конференциях, посвященных методике преподавания русского языка как иностранного, как региональных, так и всероссийских и международных, и публикуют статьи, посвященные инновационным методам и технологиям обучения русскому языку в журналах и сборниках конференций. Преподаватели кафедры обучают студентов из Индии, Египта, Ирана, Ирака, Иордании, Судана, Нигерии, Китая, Вьетнама и многих других стран, что обусловливает активную разработку методик преподавания русского языка, ориентированных на графические, фонетические, грамматические, лексические особенности родных для иностранных обучающихся языков (хинди, арабского, китайского и др.). Все методические материалы для иностранных обучающихся предоставляются как на русском, так и на английском языках.

План кафедры русского языка по УМР на 2023-2024 уч.год.

Отчет кафедры русского языка по УМР за 2022-2023 уч.год

Годовой план кафедры русского языка

Годовой отчет кафедры русского языка

Отчет УМР 2022

Основным научно-исследовательским направлением кафедры является международная медицинская коммуникация. Преподаватели кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации принимают участие в конференциях различного уровня, занимаются подготовкой и публикацией научных статей. Кроме того, преподаватели кафедры активно вовлекают студентов в научную деятельность, организуя для обучающихся научные форумы, олимпиады, выступая руководителями студентов для их участия в научных конференциях.

Основные научные направления кафедры:

– сопоставительное языкознание;

– теория языка;

– сравнительно-историческое языкознание;

– русский язык;

– медицинская лингвистика.

За 2018-2023 гг. защитили кандидатские диссертации: Л.А. Линник, З.Г. Кудрявцева.

Монографии:

Линник Л.А. Типологические особенности аутентичных текстов аннотаций в медицинском дискурсе. – Уфа: БГМУ, 2022. – 338 с.

17 апреля 2021 г. состоялась Олимпиада Нижневолжского кластера по русскому языку среди иностранных учащихся. Олимпиада не только позволила студентам проверить уровень знания русского языка как иностранного, но и показала им многообразие русского языка, а также дала возможность нестандартно подходить к решениям задач.

Порадовали своих преподавателей, показав лучшие результаты в соответствии со своим уровнем знания русского языка как иностранного (А2, В1, В2), следующие студенты:

А2

1. Тавфик Шинуда Акрам (Л101А ИН);

2. Свелам Мустафа Свелам Мохаммед (Л110Б ИН);

3. Яра Самир Ахмед (Л107А ИН).

В1

1. Алия Мохамед Фарид (Л102А ИН);

2. Мохамед Омар Мохаммед Камаль (Л303А ИН);

3. Елбохоуми Ахмед (Л302Б ИН).

В2

1. Мир Шакиф Хусаин (Л403А ИН);

2. Верма Кануприя (Л503Б ИН);

3. Моркос Эхаб (Ст510).

Задания заочного формата Олимпиады были очень непростыми. На лексико-грамматическом этапе были задания с ребусами, головоломками, филвордами и другими интерактивными заданиями, заданиями на эрудицию, смекалку. Вторая часть – аудирование – включала в себя рассказ об Уфе и Республике Башкортостан, об их истории. Участники переходили на видео по QR-коду, затем отвечали на вопросы. Третий этап – фрагмент из книги Ю. Гагарина, после прочтения которого участникам также предлагалось ответить на вопросы. Следующие студенты успешно справились со всеми заданиями, получив самые высокие баллы:

1. Бартус Керлус (Л513В);

2. Ли Дэюань (РГПУ), Йаздани Сахар (Ст107А ИН);

3. Муртузаева София (СГМУ), Хамедихах Амир (Ст107А ИН).

Несколько отличившихся студентов завоевали номинации:

1. Знаток русского языка - Перез Вероника (Л101А ИН);

2. Лучший капитан - Сингх Аманприит (Л502А ИН);

3. Друг русского слова - Насраллах Джордж (Ф502Б);

4. За самое активное участие - Чуквуди Амарачукву Фавор (Л301Б ИН);

5. Владение русским словом - Джафар Ахмед (Л101Б ИН);

6. Поклонник русской культуры - Эльшиех Омар Мохамид Шаабан (СТ103Б ИН);

7. Знаток медицинской терминологии - Миателана Геш (Л211А);

8. Покоритель русской грамматики - Аттиа Абделрахман Мажди Мохамед (Л402А ИН).

Заочный этап завершился 5 мая 2021.

15 апреля 2021 г. студентки 2 курса лечебного факультета Тобар Мендоса Даниэла и Эльфаххар Фарахх Шериф Ахмед представили БГМУ на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2021» в подсекции «Современные вопросы медицины, биологии, экологии и психологии». Их доклад на тему «Образ врача (опыт ассоциативного эксперимента)» был удостоен Дипломом II степени.

10 апреля 2021 г. студенты лечебного, стоматологического и фармакологического факультетов с первого по пятый курсы, обучающиеся с помощью языка-посредника или русского языка, приняли участие в масштабном мероприятии под названием «TruD» в рамках Тотального диктанта 2021, проводившегося на базе Башкирского государственного университета. «TruD» позволил студентам проверить знания русского языка как иностранного и попробовать свои силы в аналоге Тотального диктанта. Все участники показали хорошие результаты, но особенно отличился обучающийся 5 курса Джордж Насраллах, который выполнил работу на максимальное количество баллов и был награжден Дипломом победителя.

С 23 февраля 2021 г. по 27 февраля 2021 г. была проведена неделя Международного фестиваля языков, посвящённого Дню родного языка. Сама встреча и состязание участников состоялись в последнюю субботу зимы, всю первую весеннюю неделю продолжался конкурс видео-эссе. Фестиваль, организованный деканатом международного факультета и курсом русского языка, предоставил возможность участникам проявить себя в пяти номинациях: лучшее исследование в области лингвистики, лучшее исследование по лингвокультурологии, лучший мастер-класс, лучшая творческая репрезентация языка и лучшее видео-эссе, – и объединил студентов из нашего университета, из Башкирского государственного университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Военного института железнодорожный военных сообщений (г. Санкт-Петербург) и Российского государственного педагогического университета им. Герцена (г. Санкт-Петербург). Стоит ли упоминать, что количество стран, представленных на Фестивале, исчислялось десятками.

Жюри Фестиваля состояло как из преподавателей, так и из студентов старших курсов и ординаторов, представляющих разные страны, а критериями оценивания работ были и качество презентации, и внешний вид участника, и его ораторское мастерство, владение языком и глубина исследования. В результате из более семидесяти участников определились следующие победители.

В секции «Лингвистика» отличились студенты нашего университета Химаншу Чоудхари, Шубхам Сатпуда с исследованием «Медицинские фразеологизмы», Мохамед Омар Мохамед Камаль Эльсаед с докладом «Влияние интернета на русский язык», Патвари Мохаммад Рушди и Голакия Ватсал с работой «Типы афазий и их лингвистические проявления», занявшие первое, второе и третье места соответственно. В направлении «Лингвокультурология» победителями стали студент УГНТУ Аль-Хави Айман с докладом «Система ценностей русского и арабского народов (на примере пословиц и поговорок о дружбе)» (первое место) и студенты нашего университета Али Абдуллах Макбул с работой «Культура аниме в России» (второе место) и Прадуман с исследованием «Искусственные языки» (третье место). Среди мастер-классов места распределились между студентами нашего университета: Чуквуди Фавор Амарачукву и Джафет Мовое с мастер-классом «Читать рэп легко: особенности рэп-культуры и специфика её развития» (первое место), Хассан Закария Абделлах «Как легко и быстро выучить иностранный язык» (второе место) и Джайсвал Сумер «Особенности признания в любви на разных языках мира» (третье место). Творческая репрезентация языка наиболее удалась у студента БГМУ Лумуаму Рюсселя (песня собственного сочинения на французском языке «Я здесь, чтобы помочь» завоевала первое место), студент УГНТУ Мехиас Иван с песней «В землянке» занял второе место, а студент БГУ Аббас Мухамед Аббас Рамех со стихотворением М. Цветаевой «Мы с вами разные» – третье. В конкурсе видео-эссе победили студенты УГНТУ Ле хыу Хоанг Шон, Фам Данг Хой, Фам Хоанг Нгуен, Ле Нгуен Хоанг Лонг, То Туан Зюи, Данг Шон Тунг с клипом «Россия глазами вьетнамцев».

Фестиваль языков – уже традиционный праздник, ежегодно проводимый в стенах нашего университета – в очередной раз объединил, казалось бы, таких разных, но таких похожих в своей любви к родному языку, Отечеству, стремлении общаться, дружить, делиться своей культурой и узнавать другие, студентов из разных стран, разных народов и культур, тех, для которых Россия стала вторым домом. Больше ярких впечатлений, больше друзей, больше идей, больше понимания и уважения к людям других культур, больше развития, приращения знаний и совместного движения вперед – вот главное, для чего БГМУ каждый год распахивает свои двери, чтобы отметить вместе День родного языка!

28 декабря 2020 г. преподаватели русского языка представляли секцию «Лингвистический аспект медицинской деятельности» на Молодёжном научно-практическом форуме с международным участием «Актуальные проблемы медицинской психологии, педагогики, биоэтики и лингвистические аспекты медицинской деятельности». Подготовив интересные доклады, студенты показали хорошие результаты работы с преподавателями кафедры.

Выступления следующих студентов были оценены выше остальных:

  1. Пандхаре Мрунал Виджай (Л502А ИН) и Синха Долли (Л503А ИН) «Пословицы о медицине»;

  2. Фарманян Беник (Л101Б) «Происхождение, структура, расцвет и исчезновение кяхтинского языка»;

  3. Бисервал Джоти (Л501А ИН) «Суффиксы и префиксы в медицинской терминологии».

(Обучающиеся, выступающие на русском языке)

  1. Алия Мохамед (Л102А ИН) «Ассоциативное поле концепта «коронавирус» в русском языковом сознании»;

  2. Мотамеди Мохадесех Роухоллах (Ст105Б ИН) «Репрезентация концепта "Здоровье" в языковых картинах русского и персидского языков»;

  3. Гаиквад Гаурав Дайананад (Л201Б ИН) «Способы выражения формы объекта в медицинских текстах на английском и русском языках».

(Обучающиеся, выступающие на английском языке)

11 декабря 2020 г. был организован Образовательный студенческий форум «Трудности и преимущества дистанционного обучения», который объединил более 250 обучающихся из числа иностранных граждан, находящихся как в России, так и за рубежом. Актуальная тема форума не оставила никого равнодушным. Участники Форума обсудили сложности, возникающие при дистанционном обучении в медицинском университете, представили свои идеи по их решению, поделились своим опытом по эффективной организации рабочего времени и пространства, попытались найти преимущества вынужденного онлайн-обучения. В преддверии мероприятия преподавателями кафедры был проведен опрос обучающихся для выявления насущных проблем на дистанционном обучении для улучшения качества обучения. Результаты опроса также были представлены на форуме.

Копилку побед иностранных обучающихся БГМУ пополнили студент 5 курса Эззахрауи Аделилах и студент 4 курса Пандей Кришна, занявшие во II Международной онлайн-олимпиаде по русскому языку как иностранному 1 и 3 место соответственно. Олимпиада была организована Санкт-Петербургским государственным университетом и проводилась с 5 ноября 2020 г. по 13 декабря 2020 г.

10 и 11 апреля 2020 г. Башкирский государственный медицинский университет принимал участников ежегодного Международного фестиваля языков. В 2020 году мероприятие было приурочено к 100-летию республики Башкортостан. Основной целью фестиваля явилось укрепление международных связей, выявление и поддержка творческих студентов, расширение культурных границ участников и развитие интереса иностранных обучающихся к изучению русского языка.

В 2020 году в Фестивале приняло участие более 180 проектов иностранных студентов, обучающихся в России, а также участвовали студенты Китая и Бразилии, изучающие русский язык. Активное участие приняли студенты не только из башкирских вузов: БГМУ, БГУ, УГНТУ и УГАТУ, но и из вузов Санкт-Петербурга и Калининграда. Работа велась по двум направлениям: «Лингвистика» и «Лингвокультурология». Студенты из Индии, Китая, Бразилии, Египта, Кот-д’Ивуара, Колумбии, Конго, Ливана, Сенегала, Йемена, Гвинеи и многих других стран презентовали научные доклады, посвященные разным языкам, аспектам изучения лингвистики и культуры, взаимодействиям языков и культур и т.д., рассказывали стихотворения русских, башкирских, английских, индийских и даже туркменских писателей, пели песни на русском, испанском, арабском, французском, хинди, снимали видео о жизни в России и любви к Республике Башкортостан и русскому языку, показывали мастер-классы, задавали вопросы, делали посты о русском языке в образовательном медиа-пространстве. Одним словом, любой талант имел возможность засиять новыми красками на нашем Фестивале языков.

Вечером 11 апреля жюри подвели итоги и присудили лучшим выступлениям призовые места. Лучшим научным докладом в секции «Лингвистика» стало выступление об арабских заимствованиях в испанском языке, подготовленное студентами 1 и 3 курсов Юссефом Саидом и Джесикой Мендосой. Научный доклад студентки 3 курса Шарма Бхавны о медицинских блогах в англоязычном и русскоязычном интернете, по мнению жюри, был лучшим в секции «Лингвокультурология», также первое место занял студент УГНТУ Майеку Дамазиу Току с сообщением о свадебных обрядах в Анголе, лучшим видео-роликом стал клип студентов 5 курса Шарма Манси и Пурохит Сомьи «Я люблю Башкортостан», лучшим мастер-классом – мастер-класс китайского языка студентки УГНТУ Цзя Уйтун, лучшей творческой репрезентацией языка – работа Хассана Закариа Абделлаха Ибрахима. Кроме того, свои заслуженные награды получили студенты, отличившиеся в номинациях «За искренность исполнения», «Лучшая презентация родной культуры», «Лучший оратор» и многих других. 

Два дня Фестиваля пролетели, словно несколько мгновений, расставаться не хотелось, но все когда-нибудь заканчивается, чтобы рождалось новое: новые открытия, новые исследования, новые идеи, появлялись новые участники, друзья и таланты. Также всех участников поздравил деканат международного факультета.

1 — копия (2).jpg 1 — копия (3).jpg

1 — копия (4).jpg 1 — копия (5).jpg

1 — копия (6).jpg 1 — копия (7).jpg

1 — копия (7).jpg 1 — копия (8).jpg

1 — копия (9).jpg 1 — копия (10).jpg

1 — копия (11).jpg 1 — копия (12).jpg

1 — копия (13).jpg 1 — копия (14).jpg

1 — копия (15).jpg 1 — копия (16).jpg

22 февраля 2020 г. состоялся очный этап Олимпиады по русскому языку как иностранному среди обучающихся из числа иностранных граждан. В Олимпиаде участвовали более семисот представителей разных вузов России и мира, среди которых МГУ им. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Сибирский юридический институт МВД РФ (г. Красноярск), Калмыцкий государственный университет им. Городовикова (г. Элиста), Балтийский военно-морской институт им. Адмирала Ушакова (г. Калининград), Северный (Арктический) федеральный университет им. Ломоносова (г. Архангельск), ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет Минздрава РФ, Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева, Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений) (г. Санкт-Петербург), Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Ивановский государственный, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет и др. Из вузов, входящих в Нижневолжский кластер, активное участие принимают Саратовский государственный медицинский университет им. Разумовского, Пермский государственный медицинский университет им. Вагнера, из университетов города Уфы – УГНТУ, БГУ, УГАТУ, Уфимский юридический институт МВД России. К участию в Олимпиаде присоединились и университеты других стран - Университет им. Адама Мицкевича (г. Познань, Польша), школы г. Алматы (Казахстан), Северо-Восточный университет (г. Шэньян, КНР). Палитра стран, студенты из которых состязались в своих знаниях русского языка, чрезвычайно обширна и составляет порядка 50 стран мира.

​Заочный этап завершился 27 февраля 2020. Примечательно, что столько стран, городов, профессий объединил русский язык в нашем университете.

10 и 11 апреля 2019 г. состоялся Международный фестиваль языков, посвящённый 100-летию Республики Башкортостан. Фестиваль был направлен на развитие межкультурной коммуникации, воспитание толерантности, активизацию интереса к изучению русского языка, интенсификацию мотивации и творческой активности обучающихся. Фестиваль призван привить молодому поколению любовь к своему отечеству, самобытной и неповторимой культуре, языку, ценности и идеалы содружества и сотворчества в контексте идей БРИКС и ЮНЕСКО.

1 — копия (18).jpg 1 — копия (19).jpg

Жюри Фестиваля:

1 — копия (20).jpg

Линник Любовь Александровна

1 — копия (21).jpg

Петросян Мерри Мгеровна  

1 — копия (22).jpg


Леонова Анна Сергеевна

1 — копия (23).jpg

Гумерова Азалия Михайловна

1 — копия (24).jpg

Кудрявцева Земфира Гайсаевна


2019 -2020 учебный год начался с присуждения Премии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан имени С.Т. Аксакова студенту 5 курса по имени Кхан Мохаммад Анас Атик и студенту 6 курса по имени Меганатхан Сумешрай. Анас с креативностью отнесся к участию в конкурсе, представив С.Т. Аксакова человеком, живущим в современное время и ведущим свой инстаграм-аккаунт. Через свои посты на русском и английском языках Анас рассказал об интересных фактах из жизни писателя. Меганатхан создал сайт, где он рассказал о С.Т. Аксакове, его книгах и местах в Уфе, связанных с ним. Помимо этого, он сделал плакат с QR-кодами для тех, кто захочет увидеть эти места вживую.



Стратегической целью воспитательной работы кафедры является создание гуманитарной среды, направленной на разностороннее развитие личности студента, обладающего необходимым набором профессиональных компетенций, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.

Воспитательная работа кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации в плане реализации модели развития личности специалиста-медика с высшим образованием осуществляется в следующих направлениях:

1.     Организация и проведение цикла мероприятий в лингвострановедческом клубе ‘Between the cultures’;

2.     Проведение тематических поэтических вечеров;

3.     Проведение кинопоказов на русском и английском языках с предпросмотровыми и послепросмотровыми заданиями;

4.     Проведение циклов мероприятий в рамках разговорного клуба “Talk2me’;

5.     Совместные походы на экскурсии по городу с обзором достопримечательностей, походы в музеи, театры и кинотеатры.

6.     Использование воспитательного потенциала научно-исследовательской работы, в рамках которой     практикуется подготовка докладов и эссе по актуальным проблемам медицинской лингвистики и лингвокультурологии. Лучшие студенческие работы выдвигаются на участие в Ежегодном международном фестивале языков, проводимом кафедрой русского языка, лингвистики и международной коммуникации.

Преподавателями кафедры ведётся активная деятельность в сфере расширения интересов студентов и привлечения их к участию в фестивалях, олимпиадах и конкурсах не только в родном вузе, но и других ведущих вузов страны. Так, наши студенты являются призёрами конкурса фотографий в БашГУ уже не первый год.

 

МЕРОПРИЯТИЯ

Лекция-дискуссия «Русский язык как образ жизни»

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка, и наши иностранные студенты отправились в Ассоциированную школу ЮНЕСКО Ордена дружбы народов Гимназию № 3 с лекцией-дискуссией «Русский язык как образ жизни». Да-да, именно русский язык становится для наших студентов родным, объединяя индийцев и африканцев, латиноамериканцев и китайцев, узбеков, таджиков и представителей множества других национальностей. Студенты 1 и 2 курсов делились своим восприятием русского языка со старшеклассниками и учителями Гимназии, рассказывали, как, с их точки зрения, язык отражает радушие, дружелюбие, отзывчивость российских людей и в то же время их сложную душевную организацию, переплетенные взаимоотношения, психологизм и стремление постичь больше. И, конечно, русский язык как один из первых языков науки в мире, конкуренцию которому, пожалуй, составляет лишь английский, открывает бесконечный мир знаний, науки, медицины…

            Студенты благодарили своих учителей, говоря на чистом, правильном русском языке: «Спасибо нашим преподавателям, ведь без учителя не будет ни Шекспира, ни Коперника».

 

Аксаковская премия

Иностранные студенты приняли участие в создании работ на соискание премии Городского совета города Уфы имени С. Т. Аксакова под руководством преподавателей русского языка Л.А. Линник и М.М. Петросян студенты 4 и 5 курсов Кхан Анас и Меганатхан Сумеш создали аккаунт Сергея Аксакова в социальной сети Инстаграмм и сайт о нашем великом земляке, на котором пользователи не только могут найти информацию о жизни и творчестве великого писателя, его семье, друзьях, увлечениях, посмотреть их фотографии, но и поучаствовать в виртуальной экскурсии по аксаковским местам в городе Уфе, используя систему qr-кодов. В результате воплощения замечательных идей, целью которых было популяризировать творчество Сергея Аксакова в англоязычной виртуальной среде, привлечь внимание всех иностранных студентов, а также всех пользователей англоязычного интернета к русской душе, русской культуре, русским традициям, отраженным в произведениях Аксакова, Сумеш и Анас стали безоговорочными победителями премии. Мы поздравляем наших студентов и предлагаем вам присоединиться к подписчикам Сергея Аксакова в Инстаграмм и побродить по аксаковским местам на сайте, попасть на который, используя qr-код на фото, сможет каждый. Репортаж о наших победителях можно посмотреть на телеканале «Россия24. Культура», пройдя по ссылке https://gtrk.tv/novosti/146596-ufe-nagradyat-laureatov-aksakovskoy-premii.

 

Линник — копия (2).jpeg Линник — копия (3).jpeg

 

День русского языка

5 и 6 июня 2020 курс русского языка БГМУ провёл цикл мероприятий, посвященный Дню русского языка и дню рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Цикл включал в себя Международный фестиваль языков, Квест «Пушкин – наше всё», Круглый стол преподавателей русского языка "РКИ: методики дистанционного обучения". В связи с эпидемиологической обстановкой все мероприятия проводились в режиме онлайн.

Линник — копия (4).jpegИстория проведения Международного фестиваля языков небольшая, но уже зарекомендовала себя как профессиональное и высококачественное мероприятие, в котором принимают участие не только обучающиеся из числа иностранных граждан ведущих вузов Республики Башкортостан, но и студенты вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда. Каждый год этот фестиваль становится настоящим праздником языков, основной целью которого является укрепление международных связей, выявление и поддержка творческих студентов, расширение культурных границ участников и развитие интереса иностранных обучающихся к изучению русского языка. Студенты из Индии, Китая, Бразилии, Египта, Кот-д’Ивуара, Колумбии, Конго, Ливана, Сенегала, Йемена, Гвинеи и многих других стран представляют научные доклады, посвященные разным языкам, аспектам изучения лингвистики и культуры, взаимодействиям языков и культур, рассказывают стихотворения русских, башкирских, английских, индийских писателей, поют песни на русском, испанском, арабском, французском, хинди, снимают видео о жизни в России и любви к Республике Башкортостан и русскому языку, показывают мастер-классы. В этом году иностранные обучающиеся посвятили свои исследования русскому языку, его особенностям и уникальности с целью популяризации русского языка и русской культуры, а также интенсификации коммуникации обучающихся в научно-академической среде.

 

 


Телемост

Трудности всегда открывают новые возможности, и, как ни странно,

период самоизоляции стал периодом расширения и интенсификации

международных контактов для международного факультета. Последняя

неделя марта и начало апреля ознаменовались проведением телемостов со

студентами из Санкт-Петербурга и Китая. Была проведена встреча в рамках

изучения русского языка как иностранного с китайскими студентами из

Северо-Восточного университета, город Шеньян на тему «Сказки и

сказкотерапия», на которой студенты и слушатели курсов довузовской

подготовки не только знакомились и рассказывали сказки своих народов, но

и придумывали свои собственные; состоялась встреча с иностранными

студентами Российского государственного педагогического университета им.

А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) на тему «Страны мира: единство и

многообразие». Впереди нас ждут онлайн встречи со студентами МГУ, РГПУ

им. Герцена, а также выпускниками нашего университета из Индии и стран

Ближнего Востока и Африки.

Линник — копия (5).jpeg

Конкурс «Мы говорим по-русски»

Наши студенты из числа иностранных граждан приняли участие в III международном фестивале «Мы говорим по-русски», прошедшем в БашГУ. С каждым годом количество студентов, участвующих от нашего университета, растет. Это является показателем роста интереса иностранных обучающихся к русскому языку.
В этом году наши студенты приняли участие в номинациях «Лучшая видеопрезентация», «Письменная творческая работа», «Сочинение-эссе» и «Творческий конкурс». Студенты пятого курса Манси Шарма и Соумья Пурохит получили гран-при в номинации «Лучшая видеопрезентация». А студент первого курса Хасан Закария Абдиллах Ибрахим занял третье место в номинации «Творческий конкурс». Мы гордимся нашими студентами, поздравляем их и желаем побед во всём!

Поэтический вечер «Осень — время поэзии»

 

В последний день уходящей осени 2020 г. курсом русского языка был организован литературный вечер «Осень – время поэзии», онлайн объединивший студентов из разных стран, обучающихся в нашем университете. Ребята читали стихи и пели песни о любви, родине, природе, смысле жизни и предназначении на русском, башкирском, татарском, испанском, английском. Более ста зрителей, более пятидесяти выступающих, благодаря онлайн-формату ребята смогли пригласить на вечер своих близких и родных, что, безусловно, способствовало популяризации не только русской культуры, но и нашего университета, распахнувшего в этот вечер свои гостеприимные двери для всех желающих проводить эту осень в тёплом поэтическом кругу.

Линник — копия (6).jpeg

Линник — копия (7).jpeg

Поэтический марафон «75 стихов Победы»

Юбилейный год празднования Великой Победы для России прошел в необычной и непривычной форме из-за разразившейся во всем мире и на территории России пандемии вируса COVID-19. В связи со сложившейся ситуацией все мероприятия были проведены в онлайн формате.

Так 7 мая Курс русского языка и международный лингво-культурологический клуб Between the Cultures нашего университета провели Литературную гостиную "75 строчек Победы", в котором приняло участие порядка 100 человек из числа российских и иностранных обучающихся. На встрече участники гостиной поделились своими впечатлениями о любимых произведениях, посвященных Великой Отечественной войне и Победе СССР над фашистской Германией. Также участники рассказали истории о тяжелых днях войны и счастливых моментах победы в ВОВ, которые им в свою очередь рассказывали деды и прадеды. В Литературной гостиной ребята вспомнили имена тех, кто защищал нашу Родину, кто вернулся домой и кто остался на поле боя.

7 и 8 мая 2020 г. Курс русского языка и международный лингво-культурологический клуб Between the Cultures провели Виртуальный тур по Музею Победы, г. Москва, для студентов БГМУ из числа иностранных граждан, а также для студентов из Северо-Восточного Университета, провинция Ляонин, Китай, изучающих русский язык. Участники онлайн мероприятия посетили Музей Победы, который находится на Поклонной горе в столице нашей Родины – Москве.

Линник — копия (8).jpegЛинник — копия 9.jpeg

 

 

 

Полезные каникулы

Курс русского языка принял участие в организации программы «Полезные каникулы» в период зимних каникул 2021 г., в рамках которой в каникулярное время для наших иностранных обучающихся предусмотрены не только дополнительные образовательные мероприятия, но и культурно-просветительские, спортивные и досуговые.

В каникулы наши студенты посетили Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова. Экскурсия была очень увлекательной, студенты увидели не только полотна великих русских художников, но и скульптуры современных авторов, фарфор времён Петра Великого и Екатерины Великой, узнали, что Айвазовский, которого называют «художником моря», сам себя называл «художником неба», что сам Михаил Нестеров, будучи сыном купца, торговавшего еще в Гостином дворе, стал художником только благодаря своей нелюбви к математике, а его шедевральное полотно «Видение отроку Варфоломею» попало в уфимский музей благодаря счастливой случайности – художник просто порвал его, неожиданно упав на картину во время работы, и Третьяков в свою галерею полотно не принял. Более трёх часов увлекательнейшей экскурсии пролетели для наших студентов как один миг, многие из них впервые оказались в картинной галерее и почувствовали то эстетическое удовольствие, которое испытываешь при посещении таких прекрасных музеев. Мы рады, что Россия стала для наших иностранных обучающихся страной, открывшей им не только образование, медицину и науку, но и искусство, живопись, литературу…

 

Линник — копия 10.jpeg

11.jpeg 12.jpeg

13.jpeg

 

 

      14.jpeg

"Подготовка успешного выступления: от идеи до ее воплощения"

 

Курс русского языка провёл студенческие чтения "Подготовка успешного выступления: от идеи до ее воплощения", организованные с целью развития у иностранных обучающихся навыков поиска, отбора и обработки информации и культуры публичного выступления, начиная от этапа выбора темы и заканчивая выступлением на разнообразных академических мероприятиях: семинарах, форумах, фестивалях, На этих встречах ребята узнали о таких научных базах данных, как Web of Sience и E-library, принципах работы с ними, познакомились с их интерфейсами и фильтрами и попробовали сами подобрать научные материалы по заданной теме. Следующим аспектом подготовки к выступлению стала тема «Правила и секреты создания презентации», на которых нашим иностранным студентам были раскрыты не только технические секреты программ, используемых при создании презентаций, но и психологические особенности восприятия визуальной информации, которые необходимо учитывать при подготовке Помимо этого, ребята обсуждали и требования к внешнему виду оратора, особенности влияния на успех выступления невербальных средств передачи информации, таких, как жесты, мимика, интонация, разобрали типичные ошибки в речи оратора и способы избежать их, методы «включения» аудитории в свою речь и удержания ее внимания и, конечно, пути усовершенствования качества произношения и темпа речи.

Нашим студентам помогали в этом не только старшекурсники и преподаватели, но и специальный приглашенный гость – преподаватель медиа-школы «БСТ», руководитель спортивной редакции телеканала «БСТ» Роза Хабибуллина.

Задуманные как этап подготовки иностранных обучающихся к выступлению на Международном фестивале языков, приуроченном к 100-летию Республики Башкортостан, который ждет нас на следующей неделе, студенческие чтения "Подготовка успешного выступления: от идеи до ее воплощения" нашли большой отклик и активный интерес в среде студентов, что, очевидно, поспособствует повторению и продолжению подобных встреч. Деканат по работе с иностранными обучающимися желает всем нашим студентам быть успешными во всех научных исследованиях, публичных выступлениях, на всех форумах, фестивалях и конференциях!

 


15.jpeg

Love for art

Творческая гостиная «Love for Art» («Любовь к искусству») для иностранных     Творческая гостиная «Love for Art» («Любовь к искусству») для иностранных обучающихся на 14 февраля 2019 года, приуроченная ко Дню всех влюбленных, имела большой отклик среди посетивших ее студентов и их преподавателей. Однако не всем группам выдалась возможность прийти на выставку и порисовать именно в этот день, поэтому для них была организована серия творческих вечеров.

Так 22 марта 2019 года обучающиеся из числа иностранных граждан посетили творческую гостиную. Студенты не только посмотрели на работы, сделанные к предыдущей выставке, но и создали свои. Также программа включала в себя презентацию, посвященную интересным фактам о рисовании и его положительном влиянии на работу мозга и успеваемость, познавательную викторину о стилях и жанрах живописи и скульптуры, жизни и творчестве великих художников, занимательных историях известных всему миру произведений, игры на развитие внимания, сообразительности и памяти. Часть викторины и игры проводились на русском языке, что позволило обучающимся не только поучаствовать в творческом процессе, но и усовершенствовать русский язык. Всех победителей ждали сладкие призы.

Словом, гостиная «Любовь к искусству» вновь была тепло и с интересом принята студентами, и организаторы с нетерпением ждут новых участников, чтобы научить их чему-то новому и приобщить к прекрасному.

 


    16.jpeg

День книги

​23 апреля отмечают Всемирный день книги и авторского права. В апреле 2020 г. курс русского языка организовал для иностранных обучающихся цикл мероприятий, продолжавшихся целую неделю, в течение которой студенты встречались на заседании дискуссионного клуба «Книга моей жизни», ходили на экскурсии в Национальную библиотеку Республики Башкортостан им. З. Валиди и даже участвовали в библиоквесте, организованном специально для них.
​На встрече «Книга моей жизни» иностранные студенты второго, третьего и пятого курсов лечебного и стоматологического факультетов поделились историями из своих самых любимых книг, студенты из Египта рассказали о древнейшей и первой библиотеке мира – Александрийской библиотеке, студенты из Индии – самой читающей страны современности – приготовили интереснейшие сообщения как о древних индийских книгах, так и о бестселлерах в современной Индии, ребята состязались в викторине, посвященной истории книг и книгопечатания, победителем в которой стал студент второго курса стоматологического факультета Макариус Исса.
​Студенты первого курса с удовольствием приняли участие в Библионочи «Книга – путь к звёздам», которая прошла в Национальной библиотеке Республики Башкортостан и была посвящена 80-летию выдающегося писателя и журналиста С.Д. Довлатова и 60-летию со дня первого полёта в космос. Ребята посетили музыкальную гостиную «И снится нам не рокот космодрома», лекцию «Довлатов и его время» и квест «Космическая ловушка». Литература, музыка, космос, игра – в этот вечер у наших иностранных студентов от впечатлений улыбка не сходила с лиц и разговоры о книгах не прекращались.
​А уже через несколько дней в стенах нашего университета ребят ждал квест «Библиомания».

​«Дом без книг подобен телу без души», - сказал Цицерон более двух тысяч лет назад. Прошли тысячелетия, но книга остаётся источником знаний, развития, роста и самой жизни души по сей день.

                                                 

   17.jpeg

День космонавтики

День космонавтики для иностранных обучающихся БГМУ
12 апреля весь мир отмечал День космонавтики, 60-летие со дня первого полёта человека в космос, который совершил советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Отметили этот великий в истории человечества день и наши иностранные студенты. Для них был организован кинопоказ фильма «Время первых» и передвижная выставка Национального архива Республики Башкортостан «Найди своих родных».
На выставке наши иностранные обучающиеся узнали о первых в Российской Империи переписях населения, организованных еще при Петре I, увидели старинные документы о населении Республики Башкортостан, подворные карточки, содержащие информацию о каждой семье (дворе), услышали, как каждый житель Республики на основании архивов может составить генеалогическое древо и исследовать историю своей семьи.
После выставки наших ребят ждал показ фильма «Время первых», основанного на реальных событиях и посвящённого первому выходу человека в открытый космос. Героизм и самоотдача простого человека, исполнение мечты, служение родине, взаимовыручка, настоящая дружба, вера в победу и способность никогда не сдаваться – именно эти жизненные ориентиры выделили наши студенты в фильме, слоган которого звучит как «Подними голову!». И действительно, после такого кинопоказа всем захотелось поднять свои головы вверх, увидеть более широкие горизонты и перспективы в своей жизни, верить даже в самые невероятные мечты и стремиться к высочайшим стандартам трудолюбия, самоотдачи, силы и героизма, обозначенные для всего человечества великими космонавтами Советского Союза.
Хочется отметить, что кинопоказ сопровождали предварительная лексическая работа, все студенты были обеспечены словарями, составленными по лексике фильма, и последующие лингвистические задания, созданные при использовании мультимедийных игровых технологий и направленные на изучение первого языка космоса – русского языка.

 

 

Поход в театр

250-летие великого Бетховена в жизни иностранных обучающихся
​Как известно, 16 декабря 2020 года исполнилось 250 лет со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Такая дата не осталась без внимания творческой общественности нашей Республики, и Молодёжный симфонический оркестр республики Башкортостан под руководством Азамата Хасаншина на этой неделе дал концерт, который и стал для наших иностранных обучающихся первого курса и иностранных слушателей курсов довузовской подготовки первым знакомством и с классической музыкой, и с творчеством всемирно известного композитора, и с музыкой в исполнении симфонического оркестра в целом. Увертюры, песни, романсы, фантазии, скрипки, виолончели, фортепиано, грусть, ликование, тоска, надежда – для наших студентов стало удивительным открытием знакомство с миром музыки, которая, по определению Льва Толстого, является «стенограммой человеческих чувств» и может не только быть фоном нашей повседневной жизни, но и лекарством, которое исцеляет от душевной боли, зеркалом, в котором можно увидеть и себя, и свою жизнь, учителем, который научить понимать мир и людей вокруг. Впечатления наших студентов от концерта, оказавшиеся за рамками повседневных студенческих будней, выражались восклицаниями «красиво», «невероятно», «незабываемо», «удивительная музыка свободы», «музыка, затрагивающая душу»… А мы очень рады, что Россия, Республика Башкортостан открывают для наших иностранных обучающихся двери не только в науку и образование, но и в мир музыки, искусства и безграничной способности человека быть творцом – как за роялем, так и за операционным столом.

 

 

 

Новогодние каникулы 2021

Новогодние каникулы позади, но проведённое вместе время навсегда останется в нашей памяти. За период новогодних каникул преподаватели курса русского языка организовали для студентов множество мероприятий.
Неотъемлемой частью изучения иностранного языка является погружение в языковую среду, не академическую. С этой целью преподаватели совместно с иностранными обучающимися посетили центр развлечений «Мегаполис» и сразились в боулинг, русский бильярд и игры в киберзоне.
Для большего «погружения» был также организован поход первокурсников в горнолыжный комплекс «Ак-йорт», где студенты познакомились с популярными российскими зимними видами спорта и зимними забавами, покатались на тюбингах и продегустировали русские блины. Конечно, для наших студентов стало открытием, что зимой мы можем очень интересно, весело и полезно проводить время на улице, наслаждаясь русской зимой, замечательной погодой, приятным общением, радостью и весельем.
Следующим «погружением» стал поход в музей ретро автомобилей, где экскурсия проводилась на русском языке. Конечно, преподаватели переводили новые слова, однако это всё же стало хорошей практикой аудирования русской речи в неакадемической среде. Музей восхитил студентов масштабами, незначительной ценой билетов, высокой ценой «антиквариата», а также тем, что все машины находятся «на ходу».
В Национальном музее студенты познакомились с историей Республики Башкортостан, уникальными природными ресурсами, человеческими судьбами, неразрывно переплетенными с историей и культурой России.
Чтобы прочувствовать атмосферу новогодних праздников, преподаватели организовали поход в кинотеатр на российский предновогодний фильм «Серебряные коньки». Фильм заворожил студентов не только красивыми и динамичными сценами на коньках, волшебной атмосферой, но и, как положено любой хорошей сказке, заставил задуматься о ценностях и приоритетах: к чему приводит нечестный образ жизни, как нужно стремиться к своим целям и почему всегда нужно оставаться верным себе.

 

               

 

Кинопоказы

Курсом русского языка раз в полгода проводятся кинопоказы с предпросмотровой и послепросмотровой работой. Так за время существования курса было проведено более 20 кинопоказов. Фильмы разных стран и на разные тематики повышают мотивацию к изучению русского языка, развивают языковую догадку и способствуют развитию поликультурной личности. Одним из фильмов, выбранных к просмотру стала спортивная драма А. Мегердичева «Движение вверх» в учебном корпусе #3. Это фильм о победе советской сборной над сборной США на XX летних Олимпийских играх в Мюнхене.
Данное мероприятие проводилось с целью воспитания обучающихся в духе уважения и любви к России, формирования социально-активной жизненной позиции, мотивации к реализации своих собственных возможностей и повышения веры в себя, развития позитивного мышления и, конечно же, изучения русского языка.
Преподавателями русского языка был разработан специальный словарь для фильма с встречающимися в фильме словами и выражениями. Кроме того, каждый обучающийся получил задания для выявления уровня понимания просмотренного фильма и некоторые лексико-грамматические вопросы, с которыми они успешно справились.
Следует отметить, что данная картина, ставшая одной из самых успешных и прибыльных в отечественном кинематографе, очень понравилась и нашим студентам. Они с большим удовольствием и вниманием смотрели её и по-настоящему болели за каждого из героев.

 

 

 

Кафедрой русского языка, лингвистики и межфдународной коммуникации ежегодно проводятся Международные олимпиады и Фестивали языков с участием более 1000 человек из разных городов и стран мира. Уже не первый год Олимпиада по русскому языку как иностранному удостаивается места в перечне мероприятий Министерства Просвещения Российской Федерации.

1 — копия (2).jpg 1 — копия (3).jpg

1 — копия (4).jpg 1 — копия (5).jpg

1 — копия (6).jpg

Преподавателями кафедры ежегодно организуются и проводятся такие мероприятия, как «Осенний поэтический вечер», «Язык поэзии – любовь», «Стихи Победы», кинопоказы, походы в музеи и театры РБ.

1 — копия (7)-----.jpg  1 — копия (8).jpg

1 — копия (9).jpg 1 — копия (10).jpg

1 — копия (11).jpg 

Кроме мероприятий, проводимых в нашем университете, преподаватели также готовят студентов к участию в мероприятиях других вузов как нашего города, так и крупных городов России. Так, за последний год наши студенты из числа иностранных граждан одержали ряд побед в Олимпиадах по русскому языку в Москве и Санкт-Петербурге.

1 — копия (12)----.jpg 1 — копия (13).jpg 1 — копия (14).jpg 

1 — копия (15).jpg 1 — копия (16).jpg

 1 — копия (17).jpg1 — копия (18).jpg


Кроме того, последние несколько лет победа в конкурсе фотографий, проводимом БашГУ, уже не первый год достаётся нашим студентам.

В 2019 году кафедра подготовила двух номинантов на Аксаковскую премию. Оба студента благополучно защитили свои работы и получили премию. Впервые за годы существования премии её получили иностранцы!

1 — копия (19)----.jpg 

Фонд кафедры ежегодно пополняется дипломами, сертификатами и благодарственными письмами. Так, за активное содействие в подготовке и проведении V Международного фестиваля языков в Республике Башкортостан благодарственные письма от Комитета РБ по делам ЮНЕСКО были вручены:

1 — копия (20)---.jpg

Сотрудники кафедры содействуют организации и проведению Всероссийской просветительской акции «Тотальный диктант». И уже не первый год студенты нашего университета являются победителями диктанта «ТруД», предназначенного для изучающих русский язык как иностранный.

1 — копия (21)--.jpg 1 — копия (22).jpg

1 — копия (23).jpg 1 — копия.jpg

Кафедра принимает активное участие и в спортивной жизни университета. Так, старший преподаватель Сидорова Анна Сергеевна ежегодно принимает участие в Фестивале по зимним видам спорта БГМУ, который проходит в ГК «Олимпик-Парк». Кроме того, Анна Сергеевна два года подряд занимала второе призовое место.

1 — копия (24).jpg 1 — копия (25).jpg

Преподаватели кафедры организуют для студентов не только походы в музеи и театры с целью развития разносторонней личности, но и посещают различные праздники, что способствуют выработке навыка межкультурной коммуникации. Так, наши студенты посещали Масленицу, организатором которой выступили наши коллеги из БашГУ.

1 — копия (26).jpg 1 — копия (28).jpg

1 — копия (27).jpg

Кафедра активно участвует во всех научных конференциях, симпозиумах и конгрессах, проводимых в России и за рубежом. Так, за последние несколько лет преподаватели приняли участие в форуме «Актуальные технологические инновации в науке и образовании» (Уфа), «IV Международном конгрессе преподавателей и руководителей подготовительных факультетов вузов РФ» (Москва), «Костомаровском форуме», X Всероссийской научной конференции «Традиции и перспективы науки 21 века» (Тамбов), III Международном культурно-образовательном форуме «РКИ: актуальные проблемы, насущные задачи и грядущие перспективы» (Москва), Международных просветительских экспедициях (Австрия, Франция, Турция), форуме, посвящённом переходу на онлайн обучение (Индия), «Форуме преподавателей-русистов» (Джакарта), кроме того, участвовали в мероприятиях, организованных Оксфордом «Northern and Eastern Europe| Online training sessions».

1 — копия (29).jpg 1 — копия (30).jpg

1 — копия (31).jpg 1 — копия (32) — копия.jpg

1 — копия (33) — копия.jpg 1 — копия (34) — копия.jpg

Вернуться к списку кафедр
Яндекс.Метрика