Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
RU  EN 

Показать на карте

Кафедры

Фундаментальной и прикладной микробиологии

  • История кафедры
  • Учебно-методическая деятельность
  • Научная деятельность
  • Лечебная деятельность
  • Воспитательная работа
  • Материально-техническая база
  • Достижения кафедры
  • Сотрудники кафедры
Фундаментальной и прикладной микробиологии

Кафедра размещена в корпусе №7 БГМУ (Уфа, ул. Пушкина, 96/98). Семинары, практические занятия, учебные и преддипломная практики проводятся на базе бактериологической лаборатории ГКБ №21 и профильных лабораторий ИБГ УНЦ РАН.

В настоящее время на кафедре в соответствии с Болонским соглашением, действующими нормативными документами Минобрнауки РФ и образовательными стандартами 3-го поколения начата подготовка (2011г.) бакалавров по направлению 06.03.01 – Биология. Проводится работа по лицензированию магистратуры по специальности «Микробиология и вирусология». Преподавание на кафедре ведут 4 профессора, 3 доцента, 4 ст. преподавателя и 2 ассистента.

Контактная информация:
Адрес: г. Уфа, ул. Пушкина, 96/98.
Тел.: 8 (347) 276-19-60
Тел./факс зав. кафедрой: 8 (347) 276-19-60
E-mail: ufalab@mail.ru,   titova1971@bk.ru

История кафедры

В 1994 году Башкирский государственный медицинский институт был преобразован в Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ). На волне перемен, связанных с изменением статуса вуза, была проведена большая подготовительная работа по лицензированию одной из образовательных программ биологического направления, имеющего огромное значение для медицины. Как результат - в 2006 году в БГМУ прошел первый прием абитуриентов для обучения в рамках программ классического университетского образования по специальности 020209 – микробиология. На тот момент Башкирский государственный медицинский университет стал единственным среди 67 медицинских вузов и факультетов страны и 9-м в линейке классических университетов, включая МГУ им.М.В.Ломоносова, СПбГУ и некоторые другие, где велась подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием по микробиологии (Квалификация – микробиолог), а уже в 2012 году была начата подготовка студентов по направлению 06.03.01 – Биология в рамках программ бакалавриата. В 2010 году для преподавания микробиологам общепрофессиональных и специальных дисциплин была создана кафедра фундаментальной и прикладной микробиологии, являющаяся выпускающей, первый выпуск которой состоялся в 2011 году. Образовательные программы кафедры реализуются силами 5 профессоров, 2 доцентов, 3 старших преподавателей и 2 ассистентов, благодаря которым с 1 по 4 курс студенты – будущие биологии получают необходимые знания.

 

В 1994 году Башкирский государственный медицинский институт был преобразован в Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ). На волне перемен, связанных с изменением статуса вуза, была проведена большая работа по лицензированию одной из образовательных программ биологического направления, имеющего огромное значение для медицины. Как результат - в 2006 году в БГМУ прошел первый прием абитуриентов для обучения в рамках программ классического университетского образования по специальности 020209 – микробиология. На тот момент Башкирский государственный медицинский университет стал единственным среди 67 медицинских вузов и факультетов страны и 9-м в линейке классических университетов, включая МГУ им.М.В.Ломоносова, СПбГУ и некоторые другие, где велась подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием по микробиологии (Квалификация – микробиолог). В 2010 году для преподавания микробиологам общепрофессиональных и специальных дисциплин была создана кафедра фундаментальной и прикладной микробиологии, являющаяся выпускающей, первый выпуск которой состоялся в 2011 году. В 2012 году была начата подготовка студентов по направлению 06.03.01 – Биология в рамках программ бакалавриата.

На кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии обучаются студенты 1-6 курсов, обучающиеся в рамках основных образовательных программ специальности 32.05.01. «Медико-профилактическое дело», и студенты 1-4 курсов – по программе подготовки по направлению 06.03.01 «Биология» (профиль микробиология).

Образовательные программы кафедры реализуются силами 5 профессоров, 5 доцентов, 3 старших преподавателей и ассистентов. Профессорско-преподавательский состав ежегодно повышает свою квалификацию в рамках циклов повышения квалификация по педагогике и IT-технологиям, на профильных республиканских и всероссийских научно-практических конференциях.

На кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии реализуются основные профессиональные образовательные программы по следующим дисциплинам: науки о земле; микробиология, вирусология; иммунология; генетика и селекция; теории эволюции; экология и рациональное природопользование; введение в биотехнологию; биоинженерия и биоинформатика; генетика и систематика микроорганизмов; экосистемы земли; молекулярная биология; цитология микроорганизмов; физиология роста и размножения микроорганизмов; сельскохозяйственная микробиология; промышленная микробиология и биотехнология; лабораторная паразитология; лабораторная микология; клиническая и санитарная микробиология; экспериментальные модели в биологии; мембранология; биологические основы охраны биоразнообразия; эволюция растительного мира; биометрия; математические модели в биологи; клиническая лабораторная диагностика; методы молекулярной диагностики; медицинская вирусология, молекулярная вирусология; методы клеточной биологии; биология клеток иммунной системы; основы генной инженерии; основы молекулярной генетики. Организованы и проводятся, в том числе выездные, учебные практики по специальности 32.05.01. «Медико-профилактическое дело» и направлению подготовки 06.03.01. «Биология» (профиль микробиология) по экологии, генетике, микробиологии; прикладной микробиологии, клинической лабораторной диагностике, а также преддипломная практика.

По всем дисциплинам в рамках реализуемых ООП разработаны и используются методические пособия для лекций, методические рекомендации для преподавателей, методические указания для обучающихся для практических занятий, методические указания для обучающихся по самостоятельной аудиторной работе. Создан фонд оценочных средств: тесты для входного контроля на ПЗ, вопросы для подготовки к текущему контролю на ПЗ, тесты и задачи для выходного контроля на ПЗ, тесты для промежуточной аттестации (зачет, экзамен), вопросы ко 2 этапу зачета, экзамена, перечень практических навыков, фонд контрольных вопросов к III этапу зачета, экзамена. Подготовлены полные комплекты билетов и ситуационных задач.

Контроль уровня усвоения учебного материала обучающимися осуществляется в ходе проведения ежедневного индивидуального опроса, тестового контроля исходного и итогового уровня знаний, решения ситуационных задач, проверки результатов научно-практических работ.

Итоговый контроль знаний обучающихся осуществляется в соответствии с положением о рейтинговой системе кафедры и включает тестовый контроль, практические умения и теоретический экзамен.

Для практической подготовки обучающихся на кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии проводятся практические занятия и созданы соотвествующие условия для самостоятельной работы студентов на практических базах и в лабораториях кафедры ФПМ БГМУ, ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН, Ботанического сада, Клиники БГМУ, РДКБ, ГБУЗ РБ ГКБ №8, ГБУЗ РБ ГКБ №21.

Самостоятельная работа обучающихся включает подготовку к практическим занятиям, изучение лекционного материала и специальной литературы (рекомендованные учебники, учебно-методические пособия, ознакомление с материалами, опубликованными в монографиях, журналах, на рекомендованных медицинских сайтах). Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационным и библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. На кафедре подготовлены учебно-методические рекомендации, имеющиеся в библиотеке в достаточном количестве. Для самостоятельной работы обучающихся; широко используется Учебный портал, где по каждой теме представлены лекция, ситуационные задачи и тесты, а также ссылки на информационные ресурсы, где обучающиеся могут получить необходимую информацию по изучаемой теме.

Для отработки пропущенных занятий созданы все условия, в том числе для самостоятельной подготовки. Отработки пропущенных занятий и лекций проводятся согласно расписанию. К отработке практического занятия обучающиеся должен изучить лекционный материал и разделы учебных пособий по теме занятия.

За прошедшие годы было подготовлено 3 пособия, допущенных УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебных, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 06.03.01 - Биология и выдержавших 2 переиздания (2011, 2014).

1.      Ан.Х.Баймиев, Ал.Х.Баймиев, А.Р.Мавзютов. Филогенетическая систематика прокариот: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 020209 – Микробиология. Уфа: Изд-во БГМУ, 2011. – 19 с.

2.      Сборник ситуационных задач по профилю «Микробиология». /под редакцией Мавзютова А.Р. //Уфа: Изд-во БГМУ, 2011. – 106 с.

3.      Сборник тестов для итоговой аттестации по специальности 020209.65 - «Микробиология». /под редакцией Мавзютова А.Р. Уфа: Изд-во БГМУ, 2011. – 238с.

4.      Сборник ситуационных задач по микробиологии (часть 1) /под ред. А.Р Мавзютова.-2-е изд., перераб. и доп.Уфа: Изд-во БГМУ, 2014. – 149с.

5.      Сборник ситуационных задач по микробиологии (часть 2) /под ред. А.Р Мавзютова.- 2-е изд., перераб. и доп.- Уфа: Изд-во БГМУ, 2014.– 140с.

6.      Сборник ситуационных задач по микробиологии (часть 3)//под ред. А.Р Мавзютова.-2-е изд., перераб. и доп.- Уфа: Изд-во БГМУ, 2014. – 125с.

7.      Сборник ситуационных задач по микробиологии (часть 4)//под ред. А.Р Мавзютова.-2-е изд., перераб. и доп.-Уфа: Изд-во БГМУ, 2014. – 117с.

Кафедра фундаментальной и прикладной микробиологии была образована в Башкирском государственном медицинском университете (БГМУ) в 2010 году. На данный момент в соответствии с действующими нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации и образовательными стандартами ведется подготовка бакалавров по направлению Биология (профиль подготовки - микробиология).

Одним из самых важных достижений кафедры является создание лаборатории, оснащенной современным оборудованием для проведения микробиологических, иммунологических и молекулярно-генетических исследований. Основополагающим фактором в создании такой базы для обучающихся стало участие всего коллектива сотрудников кафедры и всего первого выпуска студентов, обучавшихся по специальности «Микробиология», в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. в рамках реализации проекта «Создание методологии молекулярной диагностики инфекций, вызываемых патогенами различных уровней биологической организации, и патологических состояний, инициируемых липополисахаридами микрофлоры человека» (Государственный контракт №П385 от 30.07.2009. Руководитель - Мавзютов А.Р.).

Основные направления научной деятельности:

1.Создание методологии молекулярной диагностики инфекций, вызываемых патогенами различных уровней биологической организации.

2.Молекулярная эпидемиология актуальных инфекций и инфекционных осложнений патологии человека, разработка молекулярно-генетических методов контроля за их распространением.

3.Разработка способов молекулярного типирования эпидемически значимых штаммов бактерий.

4.Исследование молекулярных основ патогенности микроорганизмов и генетических механизмов её изменчивости, разработка молекулярно-генетических методов контроля за распространением актуальных для человека и животных инфекций и инфекционно обусловленных патологических состояний, в том числе инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП).

5.Исследование биологических свойств и иммуномодулирующих эффектов липополисахаридов грамотрицательных бактерий, совершенствование методик их выделения и очистки.

6.Исследование иммунопатогенеза инфекционных заболеваний различной этиологии и инфекционно обусловленных патологических состояний, комплексная характеристика роли в их развитии липополисахаридов грамотрицательных бактерий.

7.Геномы вирусов, про- и эукариот: новые подходы к выявлению специфических фрагментов нуклеиновых кислот в режиме реального времени и их применение в ДНК-диагностике.

8.Разработка новых подходов к амплификации и высокочувствительной детекции нуклеиновых кислот в реальном времени для изучения структурно-функциональной организации живых систем и применения в ДНК-диагностике.

9.Разработка новых вариантов ПЦР для сверхбыстрой и высокочувствительной детекции специфичных последовательностей нуклеиновых кислот по конечной точке и в реальном времени, их применение в фундаментальных исследованиях и в ДНК-диагностике.

10.Разработка, конструирование и практическое применение (внедрение) молекулярно-генетических диагностических тест-систем для медицины, ветеринарии и сельского хозяйства.

11.Создание новых способов и систем для поиска соединений с выраженной антибактериальной активностью, а также методик для количественной оценки эффективности и адекватности антибактериальной терапии.

Внастоящее время основные усилия сотрудников кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России сконцентрированы на участии в реализации комплексной Программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (Москва, 2012.ВП-П8-2322) и Плана мероприятий «Развитие биотехнологий и генной инженерии» (распоряжение Правительства РФ (от 18 июля 2013 г. № 1247-р). В соответствии с этими документами в Республике Башкортостан создан Биотехнологический кластер, который функционирует и располагает достаточным количеством рабочих мест для выпускников по направлению Биология (профиль подготовки микробиология), а также предоставляет условия для получения дополнительных практических навыков по разработке проектов в области биотехнологии.

Молодежный научный кружок

Куратор: Титова Татьяна Николаевна, к.б.н., доцент, 89272325349, titova1971@mail.ru

Староста: Глазутдинова Лилия Раисовна, МПФ-401А, 89870430176, glazliliya@gmail.com

Студенческие научные исследования, проводимые в рамках выпускных квалификационных работ, тесно связаны с решением актуальных проблем в области медицины и здравоохранения, ветеринарии, сельского хозяйства. С целью подготовки выпускников, способных самостоятельно проводить эксперименты, для студентов каждого курса проводятся учебно-производственная и преддипломная практики. Основными базами для освоения практических навыков и умений являются лаборатории и учебные комнаты кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, крупнейшие научно-производственные НИИ: Институт биохимии и генетики УФИЦ РАН (лаборатория биоинженерии растений и микроорганизмов), Институт биологии УФИЦ РАН (лаборатория генетики и селекции микроорганизмов), а также лаборатории ООО «Исследовательский центр «Лаборатория», Клиники БГМУ ГБУЗ РБ ГКБ № 21 и ряда других медицинских организаций. На перечисленных базах практики студенты имеют уникальную возможность знакомиться и осваивать современные методы исследования, а также приобретать прочные навыки работы с новейшим лабораторным оборудованием.

Студенты-кружковцы активно участвуют в научно-практических конференциях различного уровня (от региональных до международных) и ежегодно публикуют результаты своей научно-исследовательской деятельности в периодических изданиях, в том числе представленных в базах данных РИНЦ (рекомендованных ВАК), Web of Science, Scopus и др.

Результаты научных работ, проводимых на кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии аспирантами и студентами, уже получили высокую экспертную оценку. В последние годы достаточно сильно возросла результативность участия студентов в грантовых проектах:

1.Аспирант кафедры ФПМ ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России Хазеева Г.Д. – победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» (весна, 2013) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – биотехнология). Проект «Разработка молекулярно-генетических методов детекции и определения чувствительности к антибактериальным препаратам возбудителей гнойно-воспалительных заболеваний».

2.Студентка 5 курса (специальность 020209 - Микробиология) Цветкова А.В. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» (осень, 2013) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – биотехнология). Проект «Создание диагностического набора для детекции и количественной оценки содержания Atopobium vaginae, Leptotrichia amnionii, Sneathia sanguinegens, Eggerthella hongkongensis при дисбиотических процессах репродуктивного тракта женщин».

3.Студентка 5 курса (специальность 020209 - Микробиология) Эксакустиди К.О. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» (осень, 2013) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – биотехнология). Проект «Создание новых технологий определения качества питательных сред и конструирование сред с направленным влиянием на процессы свободнорадикального окисления».

4.Аспирант кафедры ФПМ ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России Халиуллина А.А. – обладатель гранта Республики Башкортостан по итогам конкурса научных работ молодых ученых и молодежных научных коллективов (2014). Проект «Разработка способа обнаружения и генотипирования бактерий  на основе мультиплексной детекции фрагментов генов, ассоциированных с антибиотикорезистентностью и патогенностью»

5.Аспирант кафедры ФПМ ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России Хазеева Г.Д. – победитель Молодежного инновационного форума стран ШОС в номинации «Лучший инновационный продукт» (2014). Проект «Создание набора реактивов для молекулярно-генетической диагностики гнойно-воспалительных заболеваний различной локализации».

6.Студентка 3 курса (направление подготовки 060301 – Биология (профиль - микробиология) Швец К.Ю. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» (весна, 2015) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – биотехнология). Проект «Разработка способа ранней диагностики и оценки эффективности лечения пародонтита».

7.Студентка 4 курса (направление подготовки 060301 – Биология (профиль - микробиология) Кинзябаева Г.И. – победитель первого этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов «РосМолодежь» (2015) и обладатель гранта на финансирование научных исследований. Проект «Набор для ПЦР-детекции возбудителя зооантропонозной трихофитии».

8.Студентка 4 курса (направление подготовки 060301 – Биология (профиль - микробиология) Бижбалова Л.О. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» (осень, 2016) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – медицина). Проект «Разработка способа ранней диагностики и оценки тяжести течения неспецифического язвенного колита».

9.Аспирант Цветкова. А.В. – обладатель гранта Республики Башкортостан по итогам конкурса научных работ молодых ученых и молодежных научных коллективов (2017).

10.Студентка 4 курса (специальность – «медико-профилактическое дело») Глазутдинова Л.Р. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК ХЕЛСНЕТ НТИ - 2017» и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований. Проект «Субстанция бактериальной природы с выраженной иммуномодулирующей активностью».

11.Студентка 4 курса (направление подготовки 060301 – Биология (профиль - микробиология) Дворенкова А.Д. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК ХЕЛСНЕТ НТИ - 2017» (осень, 2016) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – медицина). Проект «Разработка прецизионного способа оценки и селекции штаммов-суперпродуцентов антибиотиков и перспективных антибактериальных химических соединений на платформе полимеразной цепной реакции в реальном времени».

Вышеуказанные результаты во-многом связаны с эффективной работой студенческого научного кружка (СНК) при кафедре, работу которого в течение последних лет курировала аспирант кафедры Цветкова А.В.. Научные успехи студентов обусловлены творческой инициативой и активным участием в работе СНК всех сотрудников кафедры, среди которых необходимо отметить молодых ученых - ассистентов кафедры Хакимову Л.Р., Швец К.Ю., Габдрахманову А.Р., а также выпускницу 2018 года, а ныне магистранта Дворенкову А.Д. Благодаря их деятельному участию и привлечению к научным исследованиям обучающихся студенческие работы, выполненные на кафедре, ежегодно представляются на конференциях:

-        Республиканская научная конференция студентов и молодых ученых «Вопросы теоретической и практической медицины»,

-        Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»,

-        Междисциплинарный микологический форум,

-        Международная конференция «Биология – наука XXI века»,

-        Международная научная конференция «Растения и микроорганизмы: биотехнология будущего» PLAMIC2018.

Участвуют в конкурсах на лучшую научную работу

-        Молодежный научно-инновационный конкурс молодых ученых «У.М.Н.И.К.»

-        Молодежный форум iВолга

-        Всероссийский конкурс молодежных проектов «РосМолодежь»

-        Международный медицинский Форум «Вузовская наука. Инновации»

Лучшие научно-исследовательские работы, а также результаты выпускных квалификационных работ публикуются в научных журналах, в том числе рекомендованных ВАК РФ («Медицинский вестник Башкортостана», «Биомика», «Пародонтология», «Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии»  и др.), а также включенных в международную базу данных Scopus («Молекулярная генетика, микробиология и вирусология», «Клиническая лабораторная диагностика» и др.).


1.На кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии выполнены и защищены представителями практической медицины следующие диссертации:

№п/п  

Ф.И.О.

Тема диссертации

Место работы, должность

1.

Гайсина Ю.Р.

«Особенности микробного пейзажа, эндотоксинемии и показателей гемостаза у женщин с бактериальным вагинозом» (03.02.03 – микробиология, 03.01.04 – биохимия)

ГБУЗ Республиканский клинический онкологический диспансер г.Уфа,

Врач радиолог

2.

Еникеев А.Н.

«Роль бактериальных эндотоксинов в этиологии и патогенезе осложнений гестационного периода» (14.01.01 - «Акушерство и гинекология», 14.03.09 - «Клиническая иммунология, аллергология»)

МБУЗ

Клинический родильный дом № 4 г.Уфа,

Врач акушер-гинеколог

3.

Фархутдинова А. М.

«Разработка и оценка информативности нового способа детекции АSCARIS LUMBRICOIDES при паразитарных заболеваниях у детей» (03.01.06 – биотехнология (в том числе бионанотехнологии)).

ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница г.Уфа,

Врач КЛД

4.

Мирсаяпова И. А.

«Разработка способов молекулярно-генетической качественной и количественной детекции возбудителей внебольничной пневмонии» (03.02.03 – микробиология)

ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница г.Уфа,

Врач иммунолог

5.

Назмутдинова Р.Г.

«Клинико–лабораторные аспекты сальмонеллеза у взрослых» (14.01.09 - инфекционные болезни; 03.02.03 – микробиология)

МУЗ ЦРБ г.Октябрьский,

Врач инфекционист


2. На кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии представлены к защите следующие диссертации:

№ п/п

Ф.И.О.

Тема диссертации

Место работы, должность

1.

Нуретдинова

Л.А.

«Молекулярно-цитологическая характеристика изменений, характерных дисбиотическим состояниям влагалища у женщины» (03.02.03 – микробиология)

УЗ ЛДЦ «Наджа» г.Сургут,

Врач КЛД (цитолог)

2.

Хасанова Г.Ф.

Медицинская бактериология;

Клиническая микробиология;

Санитарная микробиология.

Клиника БГМУ Отделение КЛД,

Врач КЛД

3.На кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии проводятся исследования следующими представителями практической медицины:

№ п/п

Ф.И.О.

Тема диссертации

Место работы, должность

1.

Муртазина З.А.

«Сравнительная молекулярно-генетическая характеристика микробиоты влагалища женщин в пременопаузе и разработка способов ее коррекции» (03.02.03 – микробиология)

ООО «Медсервис» Илишевский р-н,

Врач  акушер-гинеколог

2.

Кобяков А.И.

«Разработка способов молекулярно-генетической оценки санитарно-паразитологического состояния объектов внешней среды» (03.02.03 – микробиология)

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РБ», Заведующий лабораторией бактериологичес-ких исследований

3.

Халиуллина

А.А.

«Молекулярно-генетическая характеристика микробиоты кожи в норме и при гнойно-воспалительных процессах различной локализации» (03.02.03 – микробиология).

МБУЗ Городская клиническая больница №8 г.Уфа,

Врач бактериолог

4.

Умикамалова

Г.Г.

«Разработка способов молекулярно-генетической детекции энтеровирусов сточных вод» (03.02.03 – микробиология)

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РБ»,

Врач вирусолог

4.На кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии преподают (по совместительству) следующие представители практической медицины:

№ п/п

Ф.И.О.

Дисциплины

Место работы, должность

1.

Мирсаяпова И.А.

Методы молекулярной клинической диагностики;

Методы  клеточной биологии

ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница г.Уфа,

Врач иммунолог

2.

Хасанова Г.Ф.

Клиническая микробиология;

Санитарная микробиология.

Клиника БГМУ Отделение КЛД

Врач КЛД

С воспитательной целью образовательный процесс на кафедре ориентирован на формирование атмосферы активного, творческого овладения специальностью. Единство обучения и воспитания студентов обеспечивается благодаря непрерывному повышению качества образования, усилению непосредственного влияния профессорско-преподавательского состава на формирование личности будущих специалистов. Для этого к каждой учебной группе прикрепляется преподаватель-куратор. Работа куратора является составной частью учебно-воспитательного процесса. В своей деятельности куратор руководствуется нормативными актами БГМУ, опирается на актив студенческой группы, всемерно содействует развитию его инициативы. Куратор студенческой группы работает под руководством заведующего кафедрой ФПМ и взаимодействует с деканатом факультета, управлением по воспитательной работе. Деятельность куратора входит в круг служебных обязанностей преподавателя, предусматривается индивидуальным планом в разделе «Внеучебная работа со студентами» и учитывается при аттестации.

Основные задачи и содержание работы куратора:

1. Формирование личности, интеллектуальное и физическое развитие каждого студента, его становление как гражданина, профессионала.

2. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности.

3. Выявление и развитие важнейших задатков и творческого потенциала каждого студента, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения.

4. Приобщение студентов к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры и культуры своего народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении.

5. Формирование общечеловеческих качеств, относящихся к нормам гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям и т.д.), привитие культуры общения; воспитание интеллигентности.

6. Воспитание положительного отношения к труду как к жизненной ценности, привитие интереса и любви к избранной профессии; развитие у студентов необходимых профессиональных качеств, профессиональной этики, формирование понимания общественной значимости будущей профессии и ответственности за уровень профессиональных знаний.

7. Воспитание предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях, активной жизненной позиции.

8. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни; развитие способности быть хорошим семьянином.

9. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении,  развитие чувства собственного достоинства, самоуважения.

Содержание работы куратора:

1. Куратор координирует реализацию этих и других воспитательных задач на уровне коллектива студентов.

2. Куратор обеспечивает участие студентов во внеучебной деятельности группы - в мероприятиях, проводимых факультетом, вузом.

3. Куратор студенческой группы - старший товарищ, наставник, консультант. Он развивает инициативу и самостоятельность будущих специалистов.

4. Куратор направляет свою деятельность на формирование в группе сплоченного студенческого коллектива, создает в нем атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимной ответственности, творчества, увлеченности, общественной активности.

5. Куратор обеспечивает единство требований к студентам всех преподавателей, работающих в группе, устанавливает контакт с деканатом, общественными организациями, а в случае необходимости - с родителями студентов.

Куратор обязан:

- хорошо знать студентов, условия их жизни, уметь использовать индивидуальный подход к каждому;

- особое внимание уделять несовершеннолетним студентам первого курса и студентам, проживающим в общежитии;

- проводить организационную и воспитательную работу совместно с органами самоуправления студентов;

- доводить до сведения студентов их права и обязанности, предусмотренные Уставом БГМУ и Правилами внутреннего распорядка;

- оказывать помощь активу группы в составлении и реализации планов работы группы;

- периодически, не менее одного раза в семестр, отчитываться о работе на заседании кафедры.

Воспитательная работа со студентами тесно связана  с учебным процессом. Важной составляющей воспитательной деятельности является работа кураторов.  2 преподавателя кафедры являются кураторами студенческих групп 1 и 2 курсов  медико-профилактического факультета с направлением биология. Кураторами кафедры являются доцент Титова Т.Н., доцент Борцова Ю.Л. 

Преподаватели-кураторы контролируют условия проживания и дисциплину студентов, организуют совместные посещения музеев, театров, выставок. Кураторы проводят большую индивидуальную работу со студентами, проводят беседы по этическим, общественно-культурным темам, по профориентации, успеваемости. В каждой группе еженедельно проводятся кураторские часы, где проводятся беседы о гигиене, о вреде курения и алкоголизма. Мероприятия, проводимые в курируемой группе, фиксируются в дневнике куратора и отражаются в отчетах кураторов.

На кафедре проводится индивидуальная воспитательная работа с неуспевающими студентами, оказывается консультативная помощь, неуспевающие студенты приглашаются для беседы на учебно-методические совещания кафедры.

Со студентами кураторами кафедры ФПМ организуются посещение зоологического музея Башкирского государственного университета, Национального музея Республики Башкортостан, Уфимского планетария, геологического музея Башкирского государственного университета, Обособленного структурного подразделения федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра российской академии наук «Южно-уральского Ботанического сада», Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

 

1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg8.jpg9.jpg

БГМУ, корпус 7 (аудитории №514,515,516). Адрес: Уфа, ул. Пушкина, 96/98.

Проезд автобусами (№206,№207,№249,№257,№266,№59,№272) до остановки «Дом актера им.Ф. Юсуповой».

ГКБ №21 (корпус 7, поликлиника (комн. 514, 523)). Адрес: Уфа, Лесной проезд, 3.

Проезд автобусами (№257,№258,№57) до остановки «ГКБ №21».

Институт биохимии  и генетики УНЦ РАН. Адрес: Уфа, ул. Проспект октября, 71.

Проезд автобусами (№249,№211,№290,№59,№272) до остановки «Госцирк».

Тематические учебные комнаты и лаборатории

№ п/п

Наименование

Место

Площадь

Посадочных мест

Кафедра

Ответственный

1

Учебная лаборатория

ГКБ №21, 7 корпус

смежные 25м2,

10м2.

20

фундаментальной и прикладной микробиологии

Ст.преп. Титова Т.Н.

(завуч кафедры)

2

Кабинет для семинарских занятий (кабинет зав.кафедрой)

ГКБ №21, 7 корпус

15,6 м2

5

фундаментальной и прикладной микробиологии

Проф. Мавзютов А.Р.

3

Микробиологическая лаборатория

БГМУ, кафедра ФПМ, 515 каб.

25 м2

10

фундаментальной и прикладной микробиологии

Асс. Нигматуллина Л.Р

4

Лаборатория молекулярно-генетических методов исследования

БГМУ, кафедра ФПМ, 544 каб.

25 м2

10

фундаментальной и прикладной микробиологии

Асс. Цветкова. А.В

5

Кабинет для семинарских занятий

ИБГ УНЦ РАН, 4 этаж, 403 каб.

20 м2

20

фундаментальной и прикладной микробиологии

Доц. Кулуев Б.Р.

Общественным признанием перспективности проводимых школой работ в области фундаментальной медицины стала конкурсная поддержка и участие всего коллектива кафедры, включая аспирантов и студентов, в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. в рамках реализации мероприятия № 1.2.1 Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук (проект «Создание методологии молекулярной диагностики инфекций, вызываемых патогенами различных уровней биологической организации, и патологических состояний, инициируемых липополисахаридами микрофлоры человека») по направлению «Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных» (государственный контракт № П385 от 30.07.2009. Руководитель Мавзютов А.Р.).

Первыми итогами участия в ФЦП стали дипломы за I место «Лучшая кафедра по итогом научной и инновационной деятельности» за 2012 г. и за II место «Лучшая кафедра по итогом научной и инновационной деятельности »за 2013 г., а также Гранты:

2013 

- Аспирант Хазеева Г.Д. – победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – биотехнология). Проект «Разработка молекулярно-генетических методов детекции и определения чувствительности к антибактериальным препаратам возбудителей гнойно-воспалительных заболеваний»;

- Студентка 5 курса Цветкова А.В. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – биотехнология). Проект «Создание диагностического набора для детекции и количественной оценки содержания Atopobium vaginae, Leptotrichia amnionii, Sneathia sanguinegens, Eggerthella hongkongensis при дисбиотических процессах репродуктивного тракта женщин».

- Студентка 5 курса Эксакустиди К.О. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – биотехнология). Проект «Создание новых технологий определения качества питательных сред и конструирование сред с направленным влиянием на процессы свободнорадикального окисления».

2014 год

- Аспирант Халиуллина А.А. – обладатель гранта Республики Башкортостан по итогам конкурса научных работ молодых ученых и молодежных научных коллективов. Проект «Разработка способа обнаружения и генотипирования бактерий на основе мультиплексной детекции фрагментов генов, ассоциированных с антибиотикорезистентностью и патогенностью»;

- Аспирант Хазеева Г.Д. – победитель Молодежного инновационного форума стран ШОС в номинации «Лучший инновационный продукт» (2014). Проект «Создание набора реактивов для молекулярно-генетической диагностики гнойно-воспалительных заболеваний различной локализации».

2015 год

-  Студентка 3 курса (бакалавриат) Швец К.Ю. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – биотехнология). Проект «Разработка способа ранней диагностики и оценки эффективности лечения пародонтита».

- Студентка 4 курса (бакалавриат) Кинзябаева Г.И. – победитель первого этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов «РосМолодежь» (2015) и обладатель гранта на финансирование научных исследований. Проект «Набор для ПЦР-детекции возбудителя зооантропонозной трихофитии»

2016 год

-  Студентка 4 курса (бакалавриат) Бижбалова Л.О. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – биотехнология). Проект «Молекулярно-генетическая конструкция для детекции бактерий рода Campylobacter в различных средах».

2017 год

-  Аспирант Цветкова. А.В. – обладатель гранта Республики Башкортостан по итогам конкурса научных работ молодых ученых и молодежных научных коллективов (2017).

- Студентка 4 курса (специальность - медико-профилактическое дело) Глазутдинова Л.Р. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК ХЕЛСНЕТ НТИ - 2017» и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований. Проект «Субстанция бактериальной природы с выраженной иммуномодулирующей активностью».

-  Студентка 4 курса (бакалавриат) Дворенкова А.Д. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК ХЕЛСНЕТ НТИ - 2017» (осень, 2016) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация – медицина). Проект «Разработка прецизионного способа оценки и селекции штаммов-суперпродуцентов антибиотиков и перспективных антибактериальных химических соединений на платформе полимеразной цепной реакции в реальном времени».

Постоянно расширяется география и закрепляются разносторонние контакты с ведущими научно-производственными предприятиями страны, заинтересованными в квалифицированных кадрах для работы в области биомедицины, биофармацевтики и биотехнологии:

АО НПО «Микроген»;

ФБУН «Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации (г.Оболенск);

ФБУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Пастера» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Санкт-Петербург).

 Список проектов сотрудников, аспирантов и студентов кафедры, получивших грантовую поддержку.pdf

Список патентов сотрудников, аспирантов и студентов кафедры

Список диссертаций


Вернуться к списку кафедр
Яндекс.Метрика