Контактная информация:
Адрес: 450015, РБ, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 50. E-mail: rus_kaf@bashgmu.ru
Кафедра русского языка, лингвистики и международной коммуникации официально открыта 1 сентября 2021 года на базе медико-профилактического факультета с отделением биологии. С 2005 года до 1 сентября 2021 существовал курс русского языка на базе кафедры педагогики и психологии, который и вырос в кафедру русского языка, лингвистики и международной коммуникации.
Основные научные направления кафедры – исследование теории языка, сравнительное и сопоставительное языкознание, русистика, культурология, когнитивная лингвистика, функциональная лингвистика, исследование лингвистических особенностей медицинских текстов. Результаты научных разработок являются основой для разработки инновационных подходов к учебному процессу при обучении русскому языку как иностранному в общих и специальных целях, а также русскому языку и культуре речи.
Перспективы развития кафедры обусловлены
- интеграцией инновационных методик и технологий преподавания РКИ в учебный процесс (интерактивные, игровые технологии, IT, использование искусственного интеллекта в обучении и др.) с целью интенсификации формирования как коммуникативной, так и профессиональных компетенций, связанных с овладением навыками коммуникации в медицинской (академической и научной) среде;
- акцентуацией воспитательной функции кафедры как центра коммуникации обучающихся из разных стран, объединенных медициной и русским языком, с целью формирования мышления и вторичной языковой личности обучающихся в целом с нравственной ориентацией на систему ценностей, свойственной русскоязычному сознанию и включающей толерантность, уважение к другим народам, историческую память, стремление к общению, принципы высококонтекстных культур (разработка учебных материалов, направленных на принятие ценностей народов РФ и РБ, воспитание нравственно-этических качеств будущих врачей, клубная работа, направленная на эффективную адаптацию обучающихся в русскоязычной академической среде, формирование нравственных ориентиров);
- с расширением тематики научно-исследовательской работы сотрудников кафедры и студентов различных факультетов.
Кафедра русского языка, лингвистики и международной коммуникации официально образована 1 сентября 2021 года, с 2005 по 2021 г существовал курс русского языка на базе кафедры педагогики и пихологии. С момента возникновения курса русского языка, а затем – кафедры, подразделением заведует кандидат филологических наук, доцент Линник Л.А.. Преподавательский состав кафедры представлен специалистами в области русской, романо-германской, башкирской филологии, а также методики РКИ.
Кафедра является одним из крупнейших подразделений университета. Ежегодно проводятся международные олимпиады по русскому языку как иностранному
Приволжского федерального округа, привлекающие к участию более 700 иностранных обучающихся из различных вузов Российской федерации и ближнего и дальнего зарубежья, Фестивали языков и культур, форумы по специфике дистанционного обучения, методические марафоны среди преподавателей, направленные на совершенствование имеющихся в арсенале кафедры методик и технологий обучения и знакомство и имплементацию в учебный процесс новых, научно-практические конференции.
Кафедра внедрила и использует облачный виртуальный методический кабинет, виртуальную методическую лабораторию, в которых разрабатывает учебные материалы с использованием различных сервисов, таких, как Kahoot, Tobemum, Quizlet, Onlinetestpad, Wordart, Quizziz, система сервисов Google, использует интерактивные модули, подкасты, виртуальные рабочие листы и т.д. с целью повышения эффективности обучения.
И.о. заведующего кафедрой Любовь Александровна Линник, кроме осуществления функций, связанных с задачами образовательного процесса, читает открытые лекции в образовательных учреждениях, ассоциированных с ЮНЕСКО, участник организации и проведения курсов подготовки к Тотальному диктанту 2018 «Русский по средам», проведенных на базе БГМУ, является экспертом совета по вручению Премии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан имени С. Т. Аксакова, экспертом конкурса на предоставление грантов Фонда содействия гражданскому обществу РБ, экспертом ЕГЭ по русскому языку.
Кафедра является также центром студенческой научной и просветительской работы в области медицинской лингвистики, культурологии, лингвокультурологии, социолингвистики и культурологии. Здесь ежегодно проводятся научные, просветительские и страноведческие дискуссии, круглые столы, мастер-классы и форумы, посвященные широкому кругу научных проблем и культурологических особенностей разных стран и субкультур.
Значимый вклад в развитие кафедры вносят сотрудники кафедры (Петросян М.М., Кудрявцева З.Г., Чусова К.В., Гумерова А.М., Саитова К.А., Сидорова А.С., Михайлова Г.В., Александрова Е.Н., Васильева М.Н., Васильева О.Н., Галимова Е.Е., Смирнова А.А., Глотова Л.Р., Алтынова Э.Н., Ощепкова О.Н., Авхадиева И.А., Лебедева А.В., Давудова М.О., Герасимчук А.Н., Хакимьянова Л.Р.).
РУССКИЙ ЯЗЫК
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.
И.С.Тургенев
Один из наиболее распространённых языков мира — шестой среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмой по численности владеющих им как родным.
Самый распространённый славянский язык в мире и самый распространённый язык в Европе — географически и по числу носителей языка как родного.
На русском языке сегодня говорят более 260 миллионов человек в мире.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков Казахстана, Киргизии и некоторых других стран, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза
Рабочий язык СНГ, один из шести официальных языков ООН, один из рабочих языков ОБСЕ.
Официальный или рабочим языком в ряде международных организаций: ШОС, ЕАЭС, СДА, ОДКБ, ИСО, ЕЭП, ГУАМ, МФОКК и КП.
Первый язык общения в космосе – русский. Юрий Гагарин впервые с орбиты обратился к жителям Земли на русском языке. С тех пор на орбите звучит русская речь, иностранные космонавты также говорят по-русски.
По количеству сайтов в интернете русский язык занимает второе место
Русский язык занимает четвёртое место среди самых переводимых языков.
В международных научных базах данных русский язык занимает пятое место, а по количеству СМИ, имеющих идентификатор ISSN, седьмое.
По индексу глобальной конкурентоспособности языков русский язык занимает пятое место.
В соответствии с рейтингом ЮНЕСКО самыми переводимыми русскими писателями являются Ф. Достоевский, А. Чехов, Л. Толстой.
При изучении русского иностранцами он считается одним их самых сложных, наравне с китайским и японским.
Кафедра осуществляет образовательный процесс по следующим специальностям для обучающихся из числа российских граждан: «Педиатрия», «Сестринское дело», «Клиническая психология», «Социальная работа», «Биоинженерия и биоинформатика», «Биология», «Лечебное дело». Для иностранных обучающихся, как обучающихся с использованием языка-посредника, так и для обучающихся на русском языке, по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация».
Сотрудниками кафедры разработаны и обновлены в соответствии с ФГОС ВО 3++ рабочие программы по основным дисциплинам «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Русский язык как иностранный», «Иностранный язык (русский язык)». Кроме того, ранее были разработаны рабочие программы по дисциплинам для иностранных обучающихся «Аннотирование и реферирование научных статей», «Устная и письменная профессиональная коммуникация», «Основы медицинского перевода», «Основы медицинской терминологии». К рабочим программам созданы учебно-методические комплексы и фонд оценочных материалов.
На кафедре подготовлены курсы русского языка для слушателей довузовской подготовки БГМУ, включая предординатуру.
Преподаватели кафедры активно используют в обучении студентов компьютерные технологии. На кафедре созданы и внедрены в учебный процесс электронные учебники, компьютерные тренинговые и контролирующие программы, мультимедийное сопровождение лекций и практических занятий. На кафедре создан и находит свое применение богатый фонд видео- и аудиоматериалов, тестовых заданий, методических разработок.
Преподаватели кафедры обучают студентов из Индии, Египта, Ирана, Ирака, Иордании, Судана, Нигерии, Китая, Вьетнама и многих других стран, что обусловливает активную разработку методик преподавания русского языка, ориентированных на графические, фонетические, грамматические, лексические особенности родных для иностранных обучающихся языков (хинди, арабского, китайского и др.). Все методические материалы для иностранных обучающихся предоставляются как на русском, так и на английском языках Изданы учебные пособия «Медицинский текст и его особенности» (Издательство «Логосфера»), «Русский язык как иностранный для студентов-медиков» (Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»), «Русский язык как иностранный в медицинской деятельности», «Научный стиль речи в медицинской деятельности», «Практикум по русскому языку», «Русский язык и культура речи для медицинских вузов» (Издательство БГМУ). Учебное пособие Линник Л.А. и Петросян М.М. «Русский язык как иностранный в медицинской деятельности» стало призером конкурса Россотрудничества «Русская речь 2020» на лучшее учебное пособие. Учебные пособия «Медицинский текст и его особенности», «Русский язык как иностранный для студентов-медиков», «Русский язык и культура речи для медицинских вузов», «Практикум по русскому языку» получили ГРИФ «рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия для использования в образовательных учреждениях, реализующие основные профессиональные образовательные программы высшего образования» МГМУ им. Сеченова. Учебные пособия «Медицинский текст и его особенности» (Издательство «Логосфера»), «Русский язык как иностранный для студентов-медиков» (Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа») реализуются по всероссийским сетевым и онлайн-магазинам («Читай-город», «Лабиринт» и др).
В 2024 году на кафедре были изданы учебные пособия по русскому языку как иностранному «Ученье свет. Learning is light» для иностранных обучающихся (уровень А2), «Тридцать триллионов счастливых клеток. Числительное для иностранных студентов-медиков», «Грамматика», а также словарь-справочник по стоматологии для иностранных студентов медицинских вузов.
Сотрудники кафедры своевременно проходят профессиональное повышение квалификации по своей специальности и по педагогике как на уровне БГМУ и других вузов города Уфы, так и в других городах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Пермь, Ярославль и др.).
Активно ведётся на кафедре работа с иностранными студентами, в связи с чем создается электронная образовательная среда, включающая облачный методический кабинет, методическую лабораторию, аккаунты кафедры в социальных сетях, позволяющие преимущественно в графической и игровой форме репрезентировать учебный материал обучающимся, проводить учебно-развлекательные конкурсы и соревнования, интенсифицировать медиа-коммуникацию на русском языке, расширять языковые, учебные и культурные контакты.
Методическую работу кафедры отличает высокий уровень. Преподаватели кафедры регулярно участвуют в конференциях, посвященных методике преподавания русского языка как иностранного, как региональных, так и всероссийских и международных, и публикуют статьи, посвященные инновационным методам и технологиям обучения русскому языку в журналах и сборниках конференций. В апреле 2024 года преподаватели кафедры приняли участие в работе II Международной научно-практической конференции «Интеграция науки, образования и практики в современной психологии, педагогике: проблемы и решения» (Ташкентская медицинская академия, Ташкент, Республика Узбекистан).
В октябре 2024 года совместно с кафедрой русского языка и литературы Университета им. Шахида Бехешти (г. Тегеран, Иран), кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), кафедрой педагогики, психологии и языков Ташкентской медицинской академии (г. Ташкент, Республика Узбекистан) была проведена научно-практическая конференция “Языковое взаимодействие и интеркультура в коммуникативном пространстве преподавателя” с международным участием. На конференции обсуждались проблемы языкового взаимодействия студента и преподавателя на занятиях и пути их решения, проблемы преподавания научного русского языка и русского языка как языка специальности, инновации в обучении русского языка как иностранного .
Отдельным направлением работы кафедры можно назвать привлечение обучающихся БГМУ к активному участию в разнообразных научных и воспитательных мероприятиях в других вузах Уфы и РФ (Башкирский государственный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Московский государственный университет им. Ломоносова, Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия» в г. Калининграде, Казанский федеральный университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Калмыцкий государственный университет и др.).
План кафедры русского языка по УМР на 2023-2024 уч.год.
Отчет кафедры русского языка по УМР за 2022-2023 уч.год
Годовой план кафедры русского языка
Годовой отчет кафедры русского языка
Основным научно-исследовательским направлением кафедры является международная медицинская коммуникация. Преподаватели кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации принимают участие в конференциях различного уровня, занимаются подготовкой и публикацией научных статей. Кроме того, преподаватели кафедры активно вовлекают студентов в научную деятельность, организуя для обучающихся научные форумы, олимпиады, выступая руководителями студентов для их участия в научных конференциях.
Основные научные направления кафедры:
– сопоставительное языкознание;
– теория языка;
– сравнительно-историческое языкознание;
– русский язык;
– медицинская лингвистика.
На кафедре непрерывно проводятся лингвистические исследования и подготовка диссертационных исследований. За 2018-2023 гг. защитили кандидатские диссертации: Л.А. Линник, З.Г. Кудрявцева. На данный момент к защите на соискание ученой степени кандидата наук готовятся несколько диссертационных работ.
Монографии:
Линник Л.А. Типологические особенности аутентичных текстов аннотаций в медицинском дискурсе. – Уфа: БГМУ, 2022. – 338 с.
11 декабря 2020 г. был организован Образовательный студенческий форум «Трудности и преимущества дистанционного обучения», который объединил более 250 обучающихся из числа иностранных граждан, находящихся как в России, так и за рубежом. Актуальная тема форума не оставила никого равнодушным. Участники Форума обсудили сложности, возникающие при дистанционном обучении в медицинском университете, представили свои идеи по их решению, поделились своим опытом по эффективной организации рабочего времени и пространства, попытались найти преимущества вынужденного онлайн-обучения. В преддверии мероприятия преподавателями кафедры был проведен опрос обучающихся для выявления насущных проблем на дистанционном обучении для улучшения качества обучения. Результаты опроса также были представлены на форуме.
Ежегодно кафедрой проводится Олимпиада Нижневолжского кластера по русскому языку среди иностранных учащихся в очном и заочном форматах. Олимпиада обычно включает два этапа (индивидуальный и командный) и не только позволяет студентам проверить уровень знания русского языка как иностранного, но и показывает им многообразие русского языка, даёт возможность нестандартно подходить к решениям задач. Задания Олимпиады на лексико-грамматическом этапе включают ребусы, головоломки, филворды и другие интерактивные задания, задания на эрудицию, смекалку. Командный этап проходит в виде квеста с несколькими станциями или в виде квиза, где обучающимся предлагаются задания на эрудицию и смекалку. В 2020 году в Олимпиаде приняли участие более семисот представителей разных вузов России и мира, среди которых МГУ им. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Сибирский юридический институт МВД РФ (г. Красноярск), Калмыцкий государственный университет им. Городовикова (г. Элиста), Балтийский военно-морской институт им. Адмирала Ушакова (г. Калининград), Северный (Арктический) федеральный университет им. Ломоносова (г. Архангельск), ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет Минздрава РФ, Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева, Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений) (г. Санкт-Петербург), Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Ивановский государственный, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет и др. Из вузов, входящих в Нижневолжский кластер, активное участие принимают Саратовский государственный медицинский университет им. Разумовского, Пермский государственный медицинский университет им. Вагнера, из университетов города Уфы – УГНТУ, БГУ, УГАТУ, Уфимский юридический институт МВД России. К участию в Олимпиаде присоединились и университеты других стран - Университет им. Адама Мицкевича (г. Познань, Польша), школы г. Алматы (Казахстан), Северо-Восточный университет (г. Шэньян, КНР). Палитра стран, студенты из которых состязались в своих знаниях русского языка, чрезвычайно обширна и составляет порядка 50 стран мира. В 2022 году Олимпиада, посвященная 90-летию нашего университета, стала площадкой для состязания 1225 участников из университетов России, а также Северо-Восточного университета (Китай) и Университета медицинских наук Махараштры (Индия). В 2023 году олимпиада была посвящена Дню славянской письменности и культуры и проходила в очно-заочном и заочном форматах для уровней А1-А2 и B1-B2. В Олимпиаде приняло участие более 840 обучающихся из БГМУ, УУНиТ, РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), ЧГУ (г. Чебоксары), ПГНИУ (г. Пермь) и ОГУ (г. Оренбург).
Каждый год под руководством преподавателей кафедры иностранные обучающиеся принимают участие в олимпиадах других университетов. В 2024 году они показали свои знания русского языка как иностранного на V Международной олимпиаде по РКИ “Россия: язык и традиции” (г. Волгоград, Россия), на XV Международной студенческой олимпиаде по русскому языку “ЯРус” (Номинация РКИ) (г. Красноярск, Россия), на Всероссийской олимпиаде по РКИ (Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева), на X Международной очно-заочной олимпиаде по русскому языку как иностранному «Мы говорим по-русски» (Тамбовский ГТУ), на Международной олимпиаде по русскому языку как иностранному «Время говорить по-русски!» (БелГУ), на V Международной олимпиаде по русскому языку как иностранному «Россия: язык и традиции», посвященной году семьи (г. Волгоград); на Международной онлайн-олимпиаде по русскому языку как иностранному «Поколение от Я до Альфа» (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Победителями и призерами стали:
Ручир Калал - победитель в номинации “Самый грамотный студент” на Всероссийской олимпиаде по РКИ (Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева);
Джозеф Кис-Охаб - 3 место на X Международной очно-заочной олимпиаде по русскому языку как иностранному «Мы говорим по-русски» (Тамбовский ГТУ);
Кашиш Чугх – 2 место на Международной заочной олимпиаде по русскому языку как иностранному на платформе Erudite.online;
Базгир Ашуби Фатемех Эслам – 2 место на Международной олимпиаде по русскому языку как иностранному «Время говорить по-русски!» (БелГУ);
Чхави Йадав – 2 место на Международной олимпиаде по русскому языку как иностранному «Россия: язык и традиции», посвященная году семьи (г. Волгоград);
Факе Ваис Хатам Мохамед Факе Ваис- 3 место на X Международной очно-заочной олимпиаде по русскому языку как иностранному «Мы говорим по-русски» (Тамбовский ГТУ);
Эсперанс Джефте - 1 место на Международной онлайн-олимпиаде по русскому языку как иностранному «Поколение от Я до Альфа» (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).
Ежегодно в стенах нашего университета проводится Фестиваль языков, объединяющий, казалось бы, таких разных, но таких похожих в своей любви к родному языку, Отечеству, стремлении общаться, дружить, делиться своей культурой и узнавать другие, студентов из разных стран, разных народов и культур, тех, для которых Россия стала вторым домом. Больше ярких впечатлений, больше друзей, больше идей, больше понимания и уважения к людям других культур, больше развития, приращения знаний и совместного движения вперед – вот главное, для чего БГМУ каждый год распахивает свои двери, чтобы отметить вместе День родного языка. Основной целью фестиваля является укрепление международных связей, выявление и поддержка творческих студентов, расширение культурных границ участников и развитие интереса иностранных обучающихся к изучению русского языка. Фестиваль призван привить молодому поколению любовь к своему отечеству, самобытной и неповторимой культуре, языку, ценности и идеалы содружества и сотворчества в контексте идей БРИКС и ЮНЕСКО.
В 2019 году Мероприятие было приурочено к 100-летию республики Башкортостан. В 2020 году в Фестивале приняло участие более 180 проектов иностранных студентов, обучающихся в России, а также участвовали студенты Китая и Бразилии, изучающие русский язык. Активное участие приняли студенты не только из башкирских вузов: БГМУ, БГУ, УГНТУ и УГАТУ, но и из вузов Санкт-Петербурга и Калининграда. Студенты из Индии, Китая, Бразилии, Египта, Кот-д’Ивуара, Колумбии, Конго, Ливана, Сенегала, Йемена, Гвинеи и многих других стран презентовали научные доклады, посвященные разным языкам, аспектам изучения лингвистики и культуры, взаимодействиям языков и культур и т.д., рассказывали стихотворения русских, башкирских, английских, индийских и даже туркменских писателей, пели песни на русском, испанском, арабском, французском, хинди, снимали видео о жизни в России и любви к Республике Башкортостан и русскому языку, показывали мастер-классы, задавали вопросы, делали посты о русском языке в образовательном медиа-пространстве. В 2021 году была проведена неделя Международного фестиваля языков, посвящённого Дню родного языка. Фестиваль предоставил возможность участникам проявить себя в пяти номинациях: лучшее исследование в области лингвистики, лучшее исследование по лингвокультурологии, лучший мастер-класс, лучшая творческая репрезентация языка и лучшее видео-эссе, – и объединил студентов из нашего университета, из Башкирского государственного университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Военного института железнодорожный военных сообщений (г. Санкт-Петербург) и Российского государственного педагогического университета им. Герцена (г. Санкт-Петербург). В 2022 году наряду с обучающимися БГМУ участие в Фестивале приняли иностранные студенты Башкирского государственного университета, Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ВолгГму Минздрава РФ и Северо-Кавказского федерального университета. В 2023 году Фестиваль языков среди обучающихся из числа иностранных граждан объединил на четырёх площадках почти 400 студентов из Башкирского государственного медицинского университета, Уфимского университета науки и технологий, Ульяновского государственного агрономического университета им. П.А. Столыпина и Оренбургского государственного университета. Новинкой Фестиваля стали театральные постановки, в которых ребята показали не только владение русским языком, но и свое актерское мастерство, а также мастерские для зрителей и участников Фестиваля.
В 2024 году Международный фестиваль языков проходил с 29 марта по 30 марта. Мероприятие включало Научно-практическую конференцию, Творческий конкурс «Талантливый человек талантлив во всём», а также мастер-классы. Впервые он прошёл в Межвузовском студенческом кампусе Евразийского НОЦ мирового уровня. В работе Фестиваля приняли участие более 150 участников из разных стран: Марокко, Колумбия, Нигерия, Гаити, Туркменистан, Сербия Индия, Ангола, Иран, Египет и др. Помимо иностранных студентов БГМУ, участниками мероприятия стали студенты Уфимского университета науки и технологий, Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского, Тюменского государственного медицинского университета Минздрава России, Кировского государственного медицинского университета Минздрава России и Университета в Восточном Сараево (Сербия). На конференции были представлены доклады в области лингвокультурологии, исследования по стратегиям манипуляции в медиатекстах, по проблемам номинации в разных языках, по трудностям перевода. Участниками были также проведены мастер-классы по изучению языков, индийским танцам и приготовлению национальных блюд. На творческом конкурсе звучали стихи и песни на разных языках. Участники представили театральные постановки, хоровые миниатюры, в которых продемонстрировали не только владение русским языком, но и актерское мастерство.
Победителями стали:
Доклады (лингвистика)
1 место – Шаикх Мохмедузаиф Мохмедюнус (Л-312А ИН) и Гириш Харшал (Л-312Б ИН);
2 место – Мохамед Ахмед Мохамед Тахоун (Ст-301А ИН)
3 место – Дигвиджай Шелоркар (Л-102А ИН).
Доклады (лингвокультурология)
1 место – Тайнара Россана Соареш (подготовительный факультет, БГМУ)
2 место – Сандживани Джия (Л-232А ИН);
3 место – Мун Дикша Дхармапал, Давре Хемадри (Л-407А ИН).
Мастер-классы
1 место – Адиб Анахита (Ст-301А ИН);
2 место – Джамили Лукени Жозе и Аморим Думингуш (подготовительный факультет, БГМУ);
3 место – Сингх Йуврадж и Шанкар Рийа (Л-128А ИН).
Творческий конкурс «Талантливый человек талантлив во всём»
1 место – Кандпал Арихант и Астха Абхай (Л-232А ИН);
2 место – Саклани Рикки (Л-113А ИН);
3 место – Ашок Радж Урс Бхаргави (Л-118А ИН).
Призёры в номинациях:
«Самый креативный мастер-класс» – Нупур Рагхунандан Бхуджбал и Неха Мотилал Патил (Л-232А ИН);
«Чувственное исполнение» – Сингх Арйа (Л-219Б ИН);
«Лучший видеоклип» Моавад Мохамед Валид (Ф-301А ИН),
«Лучший оратор» – Джамали Тазеханд Амир Хоссейн (Ст-404Б ИН);
«Лучшее исследование» – Бахрейни Сагар (Л-209А ИН);
«Лучшая презентация национальной культуры» – Аловаддинзода Абдулбосити Хайдар (Л-201Б ИН).
Стратегической целью воспитательной работы кафедры является создание гуманитарной среды, направленной на разностороннее развитие личности студента, обладающего необходимым набором профессиональных компетенций, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.
Воспитательная работа кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации в плане реализации модели развития личности специалиста-медика с высшим образованием осуществляется в следующих направлениях:
1. Организация и проведение цикла мероприятий в лингвострановедческом клубе ‘Between the cultures’;
2. Проведение тематических поэтических вечеров;
3. Проведение кинопоказов на русском и английском языках с предпросмотровыми и послепросмотровыми заданиями;
4. Проведение циклов мероприятий в рамках разговорного клуба “Talk2me’;
5. Совместные походы на экскурсии по городу с обзором достопримечательностей, походы в музеи, театры и кинотеатры.
6. Использование воспитательного потенциала научно-исследовательской работы, в рамках которой практикуется подготовка докладов и эссе по актуальным проблемам медицинской лингвистики и лингвокультурологии. Лучшие студенческие работы выдвигаются на участие в Ежегодном международном фестивале языков, проводимом кафедрой русского языка, лингвистики и международной коммуникации.
Преподавателями кафедры ведётся активная деятельность в сфере расширения интересов студентов и привлечения их к участию в фестивалях, олимпиадах и конкурсах не только в родном вузе, но и других ведущих вузов страны. Так, наши студенты являются призёрами конкурса фотографий в БашГУ уже не первый год.
16 февраля 2024 года в стенах Башкирского государственного медицинского университета кафедра русского языка, лингвистики и международной коммуникации совместно с деканатом по работе с иностранными студентами провела поэтический конкурс «Голос сердца» для иностранных студентов вуза. Во время мероприятия звучали лучшие образцы любовной лирики золотого и серебряного века отечественной литературы, произведения наших современников, песни на русском, английском, родных языках участников, а также авторские творения наших талантливых студентов. Это были слова о любви как о величайшем подарке человечеству, о ее коварстве и изменчивости, нежности и правдивости. Будучи эталоном романтической поэзии, неоднократно было произнесено со сцены и даже спето бессмертное стихотворение А.С. Пушкина «Я Вас любил…». Победителями и призерами конкурса в разных номинациях стали:
1 место - Талебпур Айдогамеш Милад, Абдурахман Шарманке Ахмед и Пурва Раджеш Чарегаонкап;
2 место - Пател Утсав, Альбертика Педру, Хармандип Сингх;
3 место - Тханедар Самир, Вижаян Аря, Партап Сингх и Наваби Амирхоссейн.
21 февраля во всем мире отмечается День родного языка. В честь этого события с 21 по 24 февраля 2024 года проведён марафон мастер-классов по иностранным языкам «Путешествие в мир языков» (Linguatrip). Более 70 студентов приняли участие в мастер-классах, демонстрируя зрителям тонкости родного языка. Всего было представлено более 50 мастер-классов по 30 иностранным языкам, в числе которых были как популярные - французский, итальянский, хинди, арабский, - так и редкие - га, йоруба, телугу и др.
29 ноября 2024 года кафедрой совместно с деканатом международного факультета был организован поэтический конкурс «Краски моей осени» на трех площадках: в зале цифровой медицины и на двух этажах Университета в Межвузовском студенческом кампусе Евразийского НОЦ мирового уровня. Целью проекта является популяризация чтения среди иностранных студентов, развитие умения преподнести себя широкой аудитории и обучение искусству ораторской речи. Главной задачей мероприятия стало воспитание в студентах любви к художественной литературе, музыке и творчеству в разных ее проявлениях. В конкурсе приняли участие более 100 студентов из Ирана, Индии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Алжира, Египта. Во время конкурса слушатели знакомились с поэзией А.С. Пушкина, А.А. Фета, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, Р.И. Рождественского, М. Карима, наслаждались песнями И. Скляра, С. Павлиашвили и др.
Дипломы I степени получили:
- Винсент Вольф Джонсон (Л-402А ИН);
- Самира (Л – 3 сб.);
-Абделазим Зиад Мохамед (Л-414Б ИН, номинация «Стихотворение»);
- Ятнатти Суман Махантеш (Л-313А ИН).
Дипломы II степени получили:
- Шарипов Нурмухаммад (Л-223А);
- Кашиш Чугх (Л-410Б ИН);
- Мохаммад Шариб (Л-404Б ИН);
- Абделазим Зиад Мохамед (Л-414Б ИН; номинация «Песня»).
Дипломами III степени были награждены:
- Кандпал Арихант, Сандживани Джия, Неха Мотилал Патил, Нупур Рагхунандан Бхуджбал из группы Л-332А ИН;
- Радж Пател (Л-416А ИН);
- Шадан (Л-414А ИН);
- Арья Сунам (Л-313Б ИН).
С 6 по 15 мая 2024 года ко Дню Победы кафедрой совместно с деканатом международного факультета был организован Культурно-патриотический проект «Память нужна живым». Проект включал ряд мероприятий разных форматов: показ российско-белорусского военно-исторического художественного фильма "Брестская крепость" (2010, реж. Александр Котт) для иностранных обучающихся, экскурсию в Республиканский музей Боевой славы, поэтический конкурс, встречу с командиром Поискового отряда «Обелиск» г. Уфы Регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» РБ Еленой Вязовцевой.
Кинопоказ посетили более ста человек. История героической обороны самого западного форпоста Советского Союза, принявшего на себя первый тяжелейший удар вражеских сил, никого не оставила равнодушным. Перед просмотром фильма преподавателями кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации была проведена мини-лекция о Великой Отечественной войне. Показ сопровождался интерактивными заданиями, связанными с фильмом.
Кульминацией культурно-патриотического проекта «Память нужна живым», стал ежегодный поэтический конкурс. В IQ-парке Межвузовского студенческого кампуса Евразийского НОЦ студенты-иностранцы представили почти семь десятков творческих номеров военно-патриотического содержания от поэтической классики XIX века («Внимая ужасам войны...» Н.А. Некрасова) – до стихов собственного сочинения. В номинации «Декламация стихотворения» дипломы I степени получили Тяги Шрея (Л-122 Б Ин) и Сахил (Л-111 Б Ин). Диплом II степени присужден Гияси Пардис (Ст-201Б Ин). Дипломы III степени вручены Наваби Амирхоссейну (Ст-101Б Ин) и Абделазиму Зиаду Мохамеду Абделсаламу (Л-315Б Ин). В номинации «Исполнение песни», победителем III степени признана Мадатхилмугал Виджаян Аря (Л-119 А Ин). Победители II степени – Пандей Амал, Л-106Б Ин; Умман Ануша Шринивас, Л-125А Ин; Гхош Хриттеш, Л-138А Ин, Прерна Даму Сурвасе, Л-138Б Ин. В номинации «Инсценировка литературного произведения» диплом II степени присужден Шодиеву Сухробу, Муаззамову Махмуду, Юсупову Мурату, Сапаеву Мейлису, Сагынбаевой Сауле (Л-121АБ (Р)).
Первая встреча разговорного клуба Talk2Me для иностранных обучающихся была организована в 2021 году в онлайн-формате, чтобы поговорить о роботах в медицине и не только на объединяющем нас всех русском языке. С тех пор такие встречи проходят каждый месяц уже очном формате на кафедре. Одна из основных целей проведения разговорного клуба для иностранных студентов младших курсов - создание комфортных условий для выхода в спонтанную речь. Иностранным студентам первого курса особенно полюбились встречи в формате быстрых знакомств – Speed Friending, где за 2 минуты им нужно узнать имя, возраст, интересы и увлечения, а также родную страну собеседника. Впервые такая встреча была организована в 2024 году. Встречи подобного формата помогают иностранным обучающимся чувствовать себя увереннее в разговоре с собеседниками на русском языке.
С 23 декабря по 26 декабря 2024 года кафедрой русского языка, лингвистики и международной коммуникации совместно с кафедрой педагогики и психологии был проведен молодёжный научно-практический форум с международным участием «Актуальные проблемы медицинской психологии, биоэтики и лингвистические аспекты медицинской деятельности». В секции «Междисциплинарные исследования языка и культуры» были представлены доклады, связанные с медицинской лингвистикой, а также доклады на лингвокультурологическую тематику.
Победителями и призерами стали:
1. Видйа Нарендра Бабу Л-404Б Ин, Моджадам Хассани Л-406А Ин;
2. Альмасри Орва Л-401б Ин, Неха Л-303А Ин;
3. Дхрув Сайни Л-404Б Ин, Эльхадад Самаа Сахер Абделфаттах Абдалла Л-402Б Ин.
Номинации: «Знаток медицинской коммуникации» - Вохидов Донерхон Абдувахобович Л-123 А;
«Язык мой - друг мой» - Бехерано Мартинес Катерине Химена Л-402Б Ин;
«Креативное раскрытие темы» - Абдельгани Абобакр Ахмед Ваккаад Ст-401Б Ин;
Ибрахим Мерна Фаез Филип Ст-401Б Ин.
С 30 апреля по 2 июня 2024 года совместно с деканатом по работе с иностранными обучающимися был проведён цикл экскурсий «Welcome, Spring», а с 15 по 28 декабря 2024 года - цикл экскурсий «Зимний вечер». Под руководством преподавателей группы иностранных обучающихся посетили Ботанический сад, Музей леса и парк лесоводов, БГХМ им. М.В. Нестерова, Литературный музей им. М. Гафури, Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова, Музей музыки им. Ф.И. Шаляпина, Музей истории города Уфы, Национальный музей РБ и многое другое, где познакомились с постоянными и привозными экспозициями, узнали о культуре и истории Башкортостана и России.
С 3 июня по 13 июня 2024 года прошло мероприятие, посвященное 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Мой Пушкин», организованное для иностранных обучающихся. В рамках мероприятия иностранные студенты читали стихи Пушкина, исследовали их, учили наизусть и записывали видеоролики своего исполнения.
Кафедрой русского языка, лингвистики и международной коммуникации ежегодно проводятся Международные олимпиады и Фестивали языков с участием более 1000 человек из разных городов и стран мира. Уже не первый год Олимпиада по русскому языку как иностранному удостаивается места в перечне мероприятий Министерства Просвещения Российской Федерации.
Преподавателями кафедры ежегодно организуются и проводятся такие мероприятия, как «Осенний поэтический вечер», «Язык поэзии – любовь», «Стихи Победы», кинопоказы, походы в музеи и театры РБ.
Кроме мероприятий, проводимых в нашем университете, преподаватели также готовят студентов к участию в мероприятиях других вузов как нашего города, так и крупных городов России. Так, за 2024 год наши студенты из числа иностранных граждан одержали ряд побед в Олимпиадах по русскому языку Казани, Тамбова, Белгорода, Волгограда, Санкт-Петербурга.
Кроме того, последние несколько лет победа в конкурсе фотографий, проводимом БашГУ, уже не первый год достаётся нашим студентам.
В 2019 году кафедра подготовила двух номинантов на Аксаковскую премию. Оба студента благополучно защитили свои работы и получили премию. Впервые за годы существования премии её получили иностранцы!
Фонд кафедры ежегодно пополняется дипломами, сертификатами и благодарственными письмами. Так, за активное содействие в подготовке и проведении V Международного фестиваля языков в Республике Башкортостан благодарственные письма от Комитета РБ по делам ЮНЕСКО были вручены:
Сотрудники кафедры содействуют организации и проведению Всероссийской просветительской акции «Тотальный диктант». И уже не первый год студенты нашего университета являются победителями диктанта «ТруД», предназначенного для изучающих русский язык как иностранный.
Кафедра принимает активное участие и в спортивной жизни университета. Так, старший преподаватель Сидорова Анна Сергеевна ежегодно принимает участие в Фестивале по зимним видам спорта БГМУ, который проходит в ГК «Олимпик-Парк». Кроме того, Анна Сергеевна два года подряд занимала второе призовое место.
Преподаватели кафедры организуют для студентов не только походы в музеи и театры с целью развития разносторонней личности, но и посещают различные праздники, что способствуют выработке навыка межкультурной коммуникации. Так, наши студенты посещали Масленицу, организатором которой выступили наши коллеги из БашГУ.
Кафедра активно участвует во всех научных конференциях, симпозиумах и конгрессах, проводимых в России и за рубежом. Так, за последние несколько лет преподаватели приняли участие в форуме «Актуальные технологические инновации в науке и образовании» (Уфа), «IV Международном конгрессе преподавателей и руководителей подготовительных факультетов вузов РФ» (Москва), «Костомаровском форуме», X Всероссийской научной конференции «Традиции и перспективы науки 21 века» (Тамбов), III Международном культурно-образовательном форуме «РКИ: актуальные проблемы, насущные задачи и грядущие перспективы» (Москва), Международных просветительских экспедициях (Австрия, Франция, Турция), форуме, посвящённом переходу на онлайн обучение (Индия), «Форуме преподавателей-русистов» (Джакарта), кроме того, участвовали в мероприятиях, организованных Оксфордом «Northern and Eastern Europe| Online training sessions».
В апреле 2024 года преподаватели кафедры приняли участие в работе II Международной научно-практической конференции «Интеграция науки, образования и практики в современной психологии, педагогике: проблемы и решения» (Ташкентская медицинская академия, Ташкент, Республика Узбекистан). В октябре 2024 года совместно с кафедрой русского языка и литературы Университета им. Шахида Бехешти (г. Тегеран, Иран), кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), кафедрой педагогики, психологии и языков Ташкентской медицинской академии (г. Ташкент, Республика Узбекистан) была проведена научно-практическая конференция “Языковое взаимодействие и интеркультура в коммуникативном пространстве преподавателя” с международным участием.