Заведующий кафедрой: доктор философских наук, профессор Храмова Ксения Вячеславовна.
Контактная информация:
Адрес: ул. З. Валиди 47, II копус БГМУ, 2 этаж (остановка транспорта Гостиный двор или Дом актера).
Тел.: (347) 272-56-94
E-mail: kaf-filosofy@bashgmu.ru
В 1932 году, вскоре после создания Башкирского государственного медицинского университета, была образована кафедра марксистко-ленинской философии.
Смена названий:
с 1932 г. - кафедра марксистко-ленинской философии.
с 1933 г. - кафедра социально-политических наук.
с 1948 г. - кафедра марксизма-ленинизма;
в 1967 году разделена на
1) кафедру истории КПСС и политэкономии и
2) кафедру философии и научного коммунизма;
в 1992 году кафедры снова объединили в одну – кафедру философии с курсом истории и основ экономики;
с 2001 г. кафедра философии с правоведением, курсом истории и основ экономики;
с 2011 г. кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин;
с 2012 г. – кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы;
с 2017 года – кафедра философии.
Заведующие кафедрой:
с 1932 г. - к. филос. н., доцент Масленников Георгий Ильич;
с 1948 г. - к. филос. н., доцент Ушаков Андрей Артемьевич;
Кафедрой истории КПСС и политэкономии заведовали:
с. 1968 г. - к. филос. н., доцент Хусаинов Н.Ш.;
с. 1969 г. - к. филос. н., доцент Валеев Г.Х.;
с. 1973 г. - к. экон. н., доцент Лахмостов Борис Семенович;
с. 1986 г. - к. ист. н., доцент Коротков Николай Романович.
Кафедрой философии и научного коммунизма заведовали:
с 1967 - к. филос. н., доцент Вафина Клара Гарифовна;
с 1971 - к. филос. н., доцент Исмагилов Галяв Серазетдинович;
с 1983 - д. филос. н., профессор, заслуженный деятель науки РБ, заслуженный работник Высшей школы РФ Азаматов Дамир Мустафеевич (в 1992 году кафедры снова объединили в одну).
C 2018 года по 2022 год кафедрой заведовала доктор философских наук, профессор Иванова Оксана Михайловна.
C сентября 2022 года по настоящее время кафедрой заведует доктор философских наук, профессор Храмова Ксения Вячеславовна.
В настоящее время на кафедре работают 15 штатных преподавателей (3 профессора и 12 доцентов), два лаборанта и 1 зав. учебно-методическим кабинетом.
В 1932 году, вскоре после создания Башкирского государственного медицинского университета, была образована кафедра марксистко-ленинской философии. Ее первоначальным назначением была учебная, научная и воспитательная работа среди студентов, сосредоточенная вокруг изучения марксистско-ленинской философии, которая была основой официального мировоззрения того времени. Несмотря на идеологическую составляющую, лекции и семинары по философии были порой единственным способом приобщения студентов-медиков к гуманитарным и социально-экономическим знаниям.
Переход к рыночной экономике, утверждение демократических принципов устройства общества во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX столетия поставили насущную задачу – подготовку не только врача, но специалиста, осознающего важнейшие тенденции современной жизни. Врачебная деятельность стала невозможной без широкого научного и философского кругозора, без осознания новых политических, идеологических, правовых, социальных и иных реалий современного общества.
Важнейшим этапом в развитии научной деятельности и подготовке научных кадров было открытие в 1994 году на базе кафедры аспирантуры по двум философским специальностям: 09.00.01 – онтология и теория познания, 09.00.11 – социальная философия. За прошедшие годы закончили обучение и защитили диссертации более 50 человек, из них 6 получили ученую степень доктора наук. В настоящее время на кафедре действует аспирантура по социальной философии.
Активно ведётся работа с иностранными студентами. За относительно короткий срок на кафедре подготовлены полные учебно-методические комплексы для преподавания на английском языке по дисциплинам кафедры. Они выложены на учебный портал и активно используются как при очном, так и при дистанционном форматах обучения.
С 2007 по 2017 год кафедра являлась ведущей в БГМУ по подготовке бакалавров по специальности «Социальная работа». Выполняла основную учебную и методическую работу по данному направлению, осуществляла руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, обеспечивала проведение производственной и преддипломной практик и итоговой государственной аттестации студентов. С 2020 года наш университет возобновил приём студентов по направлению подготовки «Социальная работа» (бакалавриат, с 2021 года - магистратура), профиль подготовки - «Социальная работа в системе здравоохранения», и кафедра философии самым активным образом включилась в процесс их подготовки.
Кафедра философии являлась и является школой подготовки интересных специалистов, перспективных ученых. На кафедре сложился работоспособный, дружный коллектив, где удачно сочетаются опыт и молодость преподавательского состава.
В течение 2020 года на кафедре были внедрены процессы дистанционного (on-line) обучения в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19; почасовая нагрузка профессорско-преподавательским составом выполнялась без перерыва и в полном объеме. Преподаватели кафедры, имеющие высшее медицинское образование, прошли повышение квалификации по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Кафедра регулярно организует межвузовский научно-методический семинар по социально-гуманитарным дисциплинам, а также межвузовский семинар для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»; международные круглые столы по актуальным вопросам. Активно ведётся преподавание студентам, осуществляющим обучение на языке-посреднике (английском), расширяется деятельность студенческих научных кружков по кафедральным дисциплинам.
Сегодня кафедра философии является одним из самых крупных учебных подразделений университета, обеспечивающим обучение студентов не только на начальных курсах всех специальностей, но и на старших курсах.
Профессорско-преподавательский состав кафедры стремится сохранить одну из выдающихся черт отечественной высшей школы - давать не только профессиональную, но и широкую общую научную и гуманитарную подготовку, предусматривающую изучение отечественной истории, философии, социологии, культурологии, социологии правоведения, экономики и других основополагающих дисциплин.
Цель современного высшего медицинского образования - подготовка высоконравственного, всесторонне эрудированного, профессионально компетентного врача – гражданина.
Миссия кафедры: формирование высококвалифицированного специалиста для социально-трудовой сферы на основе использования его знаний, умений и навыков, которые он получает в процессе изучения философии и дисциплин социально-гуманитарной направленности.
Основой учебно-методической работы является реализация компетентностного подхода в организации учебного процесса, использование активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков у студентов.
Учебно-методическая работа кафедры имеет своей целью повышение эффективности преподавания всех закрепленных за ней дисциплин, с одной стороны, и качества усвоения знаний студентов, с другой стороны, уяснение ими сути и значимости философии, культурологии, истории, экономики и формирование культуры и мировоззрения специалиста.
В связи с этим основными направлениями учебно-методической работы кафедры являются:
- по проведению деловых игр, решению производственных задач, анализу конкретных ситуаций и т. д.,
- по выполнению курсовых и дипломных работ,
- по организации учебных, производственных и преддипломных практик,
- по применению новых информационных технологий в учебном процессе;
- наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и т. д.;
- календарных планов дисциплин,
- графика самостоятельной работы студентов,
- графика прохождения практики и др.;
На кафедре большое внимание уделяется освоению студентами и аспирантами практических навыков:
Названные направления нашли свое отражение во всех преподаваемых дисциплинах кафедры.
Учебная работа кафедры осуществляется в соответствии с планом развития БГМУ и включает в себя чтение лекций, проведение семинарских занятий, зачетов и экзаменов на всех факультетах университета, так же работу с аспирантами, чтение элективов, участие в городских, республиканских и всероссийских олимпиадах, конференциях, симпозиумах и выпуск на их основе учебно-методических сборников и пособий. Лекции и семинарские занятия по основным курсам строятся с учётом Федерального Госстандарта и разработанными и утверждёнными примерными и рабочими учебными программами.
Сотрудниками кафедры разработаны и обновлены в соответствии с ФГОС рабочие программы по основным дисциплинам. Преподавателями кафедры созданы и внедрены в образовательный процесс учебно-методические комплексы по всем преподаваемым дисциплинам.
Учебно-методические комплексы включают:
- Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО;
- Квалификационную характеристику специалиста
- Основную образовательную программу (ООП) специалиста;
- учебный план;
- рабочую программу дисциплины;
- аннотацию лекционного курса (методические разработки лекций);
- методические рекомендации для преподавателей;
- методические указания для студентов к практическим занятиям;
- методические указания для студентов к самостоятельной аудиторной работе;
- методические указания для студентов к самостоятельной внеаудиторной работе;
- комплект тестов по дисциплине к I этапу экзамена;
- фонд вопросов ко II этапу экзамена;
- фонд вопросов к III этапу экзамена
- комплект экзаменационных билетов;
- критерии балльно-рейтинговой оценки знаний и умений студентов по основной дисциплине
- таблицу обеспеченности дисциплины учебной литературой.
Все элементы учебно-методических комплексов представлены на учебном портале БГМУ.
Учебный процесс обеспечен необходимым количеством учебников, учебных пособий, методических указаний и другими учебными материалами и литературой. В учебном процессе активно используются электронные учебники, обучающие, тренинговые и контролирующие электронные программы.
Активно ведётся на кафедре работа с иностранными студентами. С этой целью за короткий срок на кафедре подготовлен учебно-методический комплекс для преподавания на английском языке, включая лекции, сопровождаемые мультимедийным обеспечением, практические занятия, наглядные материалы.
В настоящее время кафедра направляет усилия, главным образом, на расширение объема учебно-методических материалов с учетом того, что основа, база, необходимая для преподавания закрепленных за ней дисциплин уже наличествует: разработку лекционных курсов, пополнение банков раздаточных материалов для студентов и тестовых заданий для проведения итоговой и промежуточной аттестации. Большое внимание уделяется интерактивным и наглядным формам обучения.
Наряду с традиционными формами учебного процесса (лекции и семинары) кафедра активно разрабатывает и развивает прогрессивные методики и активные формы обучения: философские олимпиады, дискуссионные формы проведения семинарских занятий, деловые игры, кейс-стади, круглые столы; решение проблемных задач, ролевые игры (игры с исполнением ролей великих мыслителей), написание эссе, метод микрогрупп с ведущим-студентом, составление студентами глоссария по изучаемой теме, составление кроссвордов, составление анкеты для социологического исследования, на занятиях ставятся и решаются поисково-исследовательские и управленческие задачи, даются студентам интерактивные и игротехнические задания, проводятся студенческие конференции и т. д.
Кафедрой уделяется большое внимание разработке формализованных методов контроля знаний студентов. В частности — тестов, которые широко используются в качестве одной из форм контроля знаний студентов наряду с защитой рефератов, собеседованиями, письменными опросами, зачетами и экзаменами и др.).
На кафедре читается цикл лекций по истории и философии науки для аспирантов БГМУ, принимается кандидатский экзамен по этой дисциплине.
С 2007 по 2017 год кафедра являлась ведущей в БГМУ по подготовке бакалавров по специальности «Социальная работа». Выполняла основную учебную и методическую работу по данному направлению, осуществляла руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, обеспечивала проведение производственной и преддипломной практик и итоговой государственной аттестации студентов. С 2020 года наш университет возобновил приём студентов по направлению подготовки «Социальная работа» (бакалавриат, с 2021 года - магистратура), профиль подготовки - «Социальная работа в системе здравоохранения», и кафедра философии самым активным образом включилась в процесс их подготовки.
Методическая работа кафедры направлена на обеспечение студентов необходимыми материалами для подготовки к практическим занятиям, докладам, написанию рефератов.
Кафедра проводит активную работу по созданию учебно-методических материалов для работы со студентами. За последние годы созданы методические рекомендации для студентов и преподавателей по всем преподаваемым дисциплинам, пособие для студентов по самостоятельной работе, сборники тестов и ситуационных задач.
Некоторые учебно-методические пособия, изданные силами преподавателей:
1.Психоаналитические теории личности и психического здоровья: Учебное пособие./ Составители: Д.М. Азаматов, М.Р. Ахматдинова. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – 112 с.
2.Социальная антропология. Проблемы развития человеческой телесности: Учебное пособие./ Составители: Д.М. Азаматов, Г.З. Нафикова. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – 103 с.
3.Практикум для студентов по курсу «История Отечества» /Авторы: к.и.н., доцент Л.А. Панова, к.и.н., ст. преподаватель И.В. Сухарева; Уфа: Башгосмедунивеситет, 2006.
4. Социально–культурные основания медицинского знания (учебное пособие с грифом УМО России). «Социально–культурные основания медицинского знания»: Учебное пособие по элективному курсу / Составители: Азаматов Д.М., Иванова О.М., Соловьева Д.Н., Зубаирова-Валеева А.С. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава». – 2009. – 97с.
5.Личность как объект социокультурного анализа: Учебное пособие./ Составители: Д.М. Азаматов, Г.З. Нафикова – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава», 2010г. - 109 с.
6.Политология: Практикум для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 77 с.
7.История Башкортостана: Практикум для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 82 с.
8.Философия: Практикум для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 – Лечебное дело, 020209 – Микробиология. / сост.: Нафикова Г.З. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 148 с.
9.Философия: Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов 1-2 курса, обучающихся по специальностям 020209 – Микробиология, 060101 – Лечебное дело. / сост.: Нафикова Г.З. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 184 с.
10.Социальная политика: Практикум для студентов, обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 49 с.
11.Документоведение: Практикум для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. –48 с.
12.Культурология: Практикум для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 46 с.
13.Здоровье как социально-философская проблема: курс лекций / Д.М. Азаматов, О.М. Иванова, Р.И. Девяткина, М.Р. Ахметдинова, К.В. Храмова, Т.Ю. Порошина, Л.М. Билалова, З.У. Галимова. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Минздравсоцразвития». – 2011. – 140 с.
14.Коммуникативная деятельность в социальной работе: Учебное пособие. / Составители: Д.М. Азаматов, А.С. Валеева – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава», 2011г. – 236 с.
15.Основы социально-медицинской работы: Учебное пособие / сост.: Г.З. Нафикова, О.Г. Афанасьева. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 90 с.
16.Содержание и методика социально-медицинской работы в здравоохранении: Учебное пособие / сост.: Г.З. Нафикова, О.Г. Афанасьева. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 104 с.
17.Содержание и методика социально-медицинской работы в немедицинских учреждениях: Учебное пособие / сост.: Г.З. Нафикова, О.Г. Афанасьева. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 108 с.
18.Практикум по дисциплине «Социология» для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 040101 – Социальная работа / сост: А.С. Валеева – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 304 с.
19.Профессионально-этические основы социальной работы: Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов 2 курса, обучающихся по специальности 040101 – Социальная работа / сост: А.С. Валеева – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 113 с.
20.Философия: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия / сост. А.С. Зубаирова-Валеева – Уфа: Аркаим, 2012. – 92 с.
21.Философия: Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия / сост. А.С. Зубаирова-Валеева – Уфа: Аркаим, 2012. – 72 с.
22.Психосоциальная работа с социально неблагополучными группами населения: Учебное пособие./ Составители: А.С. Валеева, М.Р. Ахматдинова – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Минздрава РФ», 2014 г. – 102с.
23.Сухарева И.В. Выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (учебное пособие с грифом УМО) - Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 55с.
24.Храмова К.В., Азаматов Д.М., Афанасьева О.Г. Философия конца XIX начала XXI века – от позитивизма до постмодернизма. - Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 92с.
25.Афанасьева О.Г., Азаматов Д.М., Храмова К.В. История и философия науки: современный этап развития. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 96с.
26.Афанасьева О.Г., Храмова К.В. История и философия науки: наука в истории современной цивилизации. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 104с.
27.Храмова К.В., Валеева А.С. История развития философской мысли (теория, задаи, упражнения и комментарии для самостоятельной работы). – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 152с.
28.Валеева А.С., Храмова К.В. Философия медицины и здравоохранения. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 135с.
29. History and Theory of Philosophy: textbook/ K.V. Khramova, R.I. Devyatkina, Z.R. Sadikova, O.M. Ivanova, O.G. Afanasyeva, A.S. Zubairova-Valeeva, N.R. Mingazova, G.R. Davletshina – Ufa: FSBEI HE BSMU MOH Russia, 2020 – 127p.
30. History and Theory of Philosophy: workbook/ K.V. Khramova, R.I. Devyatkina, Z.R. Sadikova, O.M. Ivanova, O.G. Afanasyeva, A.S. Zubairova-Valeeva, N.R. Mingazova, G.R. Davletshina – Ufa: FSBEI HE BSMU MOH Russia, 2020 – 114p.
31. Philosophy: training course: textbook/ K.V. Khramova, R.I. Devyatkina, Z.R. Sadikova, O.M. Ivanova, O.G. Afanasyeva, A.S. Zubairova-Valeeva, N.R. Mingazova, G.R. Davletshina – Ufa: FSBEI HE BSMU MOH Russia, 2020 – 127p.
32. Philosophy: training course: workbook / K.V. Khramova, R.I. Devyatkina, Z.R. Sadikova, O.M. Ivanova, O.G. Afanasyeva, A.S. Zubairova-Valeeva, N.R. Mingazova, G.R. Davletshina – Ufa: FSBEI HE BSMU MOH Russia, 2020 – 114p.
33. A course of lectures on the history of Russia Textbook. Compiled by: L.A. Panova, O. M. Ivanova, K. K. Gindulina. - Ufa: Publishing house of the Bashkir State Medical University, 2021. - 123 p.
34. Socio-philosophical aspects of health. Textbook. Comp.: O.M. Ivanova, G.R. Davletshina. – Ufa: Bashkir State Medical University Press, 2021. – 147 p.
Данные издания являются инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по дисциплине. В них излагаются общие рекомендации по подготовке к практическим занятиям, методические советы студентам, опросы для самостоятельной работы по темам курса, примерные темы рефератов и докладов, тестовые задания, а также список литературы: основной и дополнительной по каждой теме, что способствует оптимизации самостоятельной работы студентов, а также позволит эффективно подготовится к семинарским занятиям по дисциплине.
Изучаемые дисциплины обеспечены современной основной и дополнительной литературой. В учебных планах, программах и учебно-методических пособиях, учитываются современные требования к выпускникам вузов, связанные с изменениями в социально-экономической и политической ситуации в стране и мире.
Организационным центром методической работы кафедры является учебно-методический кабинет. Основой работы кабинета стала систематизация учебной, методической и справочной литературы по учебным дисциплинам кафедры, накопление дидактических разработок и обобщение педагогического опыта преподавателей кафедры, координация их деятельности по совершенствованию методов и форм лекций и семинаров, а также организация самостоятельной работы студентов, развитием их творческой активности.
Современный учебный процесс немыслим без соответствующей материально-технической базы кафедры. Кафедра имеет компьютерный класс и активно использует его в учебном процессе; преподавателями широко используются портативные компьютеры (ноутбуки), сопряженные с видеопроектором.
В процессе преподавания осуществляется совмещениеНаучная деятельность кафедры философии с первых лет основания остается приоритетным направлением деятельности кафедры, поскольку качество обучения, прежде всего, определяется научной квалификацией преподавателя, а сам учебный процесс представляет собой применение результатов научных исследований в ходе общения со студентами и аспирантами. Научно-исследовательская работа на кафедре регламентируется документами Министерства образования и науки РФ, решениями ученого совета университета, годовыми планами НИР вуза.
Основным направлением научных исследований кафедры на протяжении многих лет является анализ здоровья как социально-философской проблемы, характеристик всестороннего и гармонического развития личности, внутренних и внешних условий социальной активности общественного индивида.
Исключительное внимание уделяется формированию научного коллектива. В настоящее время на кафедре работают 3 доктора и 12 кандидатов наук. Преподаватели кафедры активно осуществляют научные исследования по широкому кругу вопросов, связанных с философией медицины (О.М. Иванова), философией права (Н.Р. Мингазова), философией религии (А.С. Зубаирова-Валеева, Г.М. Ахунова), национальными отношениями и самосознанием (И.В. Сухарева, З.Р. Садыкова), историей развития общественной мысли Башкортостана, основами социально-медицинской работы (А.С. Валеева, О.Г. Афанасьева), обществом риска (К.В. Храмова), кризисом гуманизма (Г.Р. Давлетшина) и др..
Эффективность научно-исследовательской работы кафедры подтверждается весомыми результатами. Теоретические результаты исследований по направлениям научной работы кафедры представлены в научных статьях, монографиях, озвучены в докладах на международных и российских конференциях и симпозиумах.
За последние годы было издано более 30 монографий и более 30 учебных и учебно-методических пособий, а также издание «Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы: история и современность» (коллектив авторов), 2012 и 2015 гг.. Были опубликованы сборники тезисов докладов и выступлений к научно-практическим конференциям “Актуальные вопросы общественного развития, воспитания и обучения“ (5 сборников) и “Социально-философские проблемы современной медицины и здравоохранения” (4 сборника), а также обновленный межвузовский сборник “Человек. Общество. Образование” (14 сборников). В выпускаемых сборниках отражены проблемы философии медицины, социально-философские вопросы здравоохранения, социальных болезней, вопросы здорового образа жизни, проблемы образования и подготовки специалистов. Ежегодно проводится международная научно-практическая конференция «Здоровье как социально-философская проблема» с изданием сборника научных трудов.
Теоретические результаты научных исследований кафедры активно используются в учебном процессе при преподавании и изучении всех дисциплин, читаемых на кафедре, а также при подготовке выпускных квалификационных работ. Кафедра активно привлекает студентов к научно-исследовательской работе. В рамках НИРС (научно-исследовательская работа студента) ежемесячно и на постоянной основе осуществляется работа студенческого научного кружка под руководством доцента Афанасьевой О.Г.
Заметное место в жизни кафедры занимает ее научно-общественная деятельность. Ученые кафедры принимают участие в работе диссертационного совета Д 212.013.03 при БашГУ по защите докторских и кандидатских диссертаций по философским специальностям 09.00.01, 09.00.11.
Важнейшим этапом в развитии научной деятельности и подготовке научных кадров было открытие в 1994 году на базе кафедры аспирантуры по двум философским специальностям: 09.00.01 – онтология и теория познания, 09.00.11 – социальная философия. За прошедшие годы закончили обучение и защитили диссертации более 50 человек, из них 6 получили ученую степень доктора наук. В настоящее время на кафедре действует аспирантура по социальной философии.
Члены кафедры философии БГМУ в своих кандидатских и докторских диссертациях рассматривают довольно широкий круг проблем по социально-философским проблемам медицины и здравоохранения, философии права, философии образования, истории религии, истории общественной мысли Башкортостана.
В докторской диссертации О.М. Ивановой «Взаимодействие факторов индивидуального и общественного здоровья человека в условиях современной цивилизации», доказана объективная необходимость повышения роли медицины как науки, наступления нового этапа в развитии в системе здравоохранения и всей здравоохранительной деятельности общества.
В докторской диссертации Сухаревой И.В. воссоздана целостная и объективная картина истории формирования чувашской диаспоры Башкортостана, выявлены общие тенденции и специфические особенности становления и развития системы начального образования в контексте историко-культурных и национально-образовательных процессов в регионе и в общероссийском масштабе, в целом.
В докторской диссертации Храмовой К. В. сформулирована оригинальная авторская концепция становления самосознания личности в обществе риска, основанная на выявлении прямой и обратной связи между влиянием ситуации риска на формирование личности и ролью личности в эскалации социальных рисков. Раскрыт сложный механизм перехода от риск-обусловленного к экоцентрированному самосознанию, важность которого связана с перспективами дальнейшего существования современной цивилизации.
О необходимости комплексного подхода к проблеме здоровья и осмысления ее с точки зрения фундаментальных наук подчеркивает М.Р. Ахматдинова в своей кандидатской диссертации «Психоанализ и психическое здоровье личности: социально-философские аспекты». В данной работе предложена концепция психического здоровья личности, согласно которой оно «есть потенция (способность) личности гармонизировать индивидуальный и общественный интерес». Также доказано, что «психическое здоровье человека представляет собой такой способ отношения к социуму, в результате которого сосуществование с другими людьми становится формой развертывания его личностного бытия».
А.С. Зубаирова-Валеева выявляет взаимосвязь философии медицины и философии религии. В своей диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук «Религиозное врачевание как феномен культуры» она впервые осуществляет анализ религиозного врачевания как самостоятельного феномена культуры, определяет положение религиозного врачевания в структуре религии и медицины. Религиозное врачевание рассматривается как «вид религиозной практики, направленный на целостное
физическое, и психическое исцеление человека и обретение им полноты бытия». В диссертации доказывается, что «в основе религиозного врачевания лежат специфические методы воздействия на центральную нервную систему, вызывающие качественное улучшение регуляции деятельности внутренних органов и систем организма – так называемое «возрождение».
Проблеме взаимосвязи религии и семьи уделяет внимание Н.Р. Мингазова в диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук «Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии». Научная новизна данной работы состоит в исследовании этических и религиозных доминант семьи как социального института общества. Обосновано, что «семья, как естественный союз, есть важнейшая ступень перехода человека в ступень социальной зрелости, которая в свою очередь характеризуется наличием противоречия между трансцендентной устремленностью индивида к миру абсолютных ценностей и в то же время его желанием достичь жизненного благополучия и стабильности»; обнаружено, что взаимосвязь семьи и религии как социальных институтов полнее всего раскрывается в традиции; глубоко проанализирован феномен башкирской семьи.
28 февраля 2019 года на кафедре философии БГМУ состоялся первый Межвузовский научно-методический семинар по социально-гуманитарным дисциплинам, заседания которого стали регулярными (ответственные за организацию cеминара от БГМУ: заведующая кафедрой философии, проф. Иванова О.М. и проф. кафедры философии Храмова К. В., от УГНТУ: проф. кафедры философии УГНТУ Бугера В.Е.). Был заслушан доклад доцента кафедры Рунизы Иршатовны Девяткиной «Цифровизация общества и изменение парадигмы образования». В дискуссии после выступления докладчика приняли активное участие приглашенные профессора, доценты, аспиранты и обучающиеся высших учебных заведений города Уфы.
Третье заседание межвузовского научно-методического семинара по социально-гуманитарным дисциплинам состоялось на кафедре философии БГМУ 24 апреля 2019 года. Был заслушан доклад доцента кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М.Акмуллы Лукьяновой Рушании Абдурахмановны «Аспекты детской одаренности», в котором рассматривались общие признаки одаренных детей и обозначались проблемы взаимовлияния наследственности и воспитания с одаренностью.
25 октября 2019 г. на кафедре философии ФГБОУ ВО БГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Правовые, исторические и социально-экономические аспекты здравоохранительной деятельности». К участию в конференции были приглашены учёные и преподаватели высших учебных заведений России и иностранных государств, студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые вузов России и иностранных государств, врачи и организаторы здравоохранения. Более ста научных работ принято для публикации в журнале «Вестник БГМУ». Научные исследования студентов по каждой секции оценивало экспертное жюри, которое определило лучшие выступления. Победители конкурсных работ награждены дипломами победителей, докладчики – сертификатами участия в конференции. http://bashgmu.ru/news/27186/
19 мая 2020 г. кафедра философии провела онлайн олимпиаду по истории, посвященную 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне среди студентов 1 курса стоматологического факультета. Организаторами олимпиады выступили доценты кафедры Панова Л.А., Галимова З.У., Мингазова Н.Р..
30 октября 2020г. в 16-00 часов в формате онлайн состоялся межвузовский научно-методический семинар для студентов, обучающихся на 1 курсе по направлению подготовки: 39.03.02 – Социальная работа, профили направленности: «Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей», «Социальная работа в здравоохранении». Тема межвузовского научно-методического семинара: «Проблемы теории и практики социальной работы». Организаторы – кафедра философии БГМУ совместно с кафедрой социальной педагогики БГПУ им. М.Акмуллы https://bashgmu.ru/news/64935/?clear_cache=Y
3 апреля 2021 г. состоялась студенческая научная конференция, посвящённая 45-летию создания стоматологического факультета БГМУ. Организатор конференции - кафедра философии https://bashgmu.ru/news/70058/?clear_cache=Y
28 марта 2022 года состоялось очередное заседание межвузовского научно-методического семинара по социально-гуманитарным дисциплинам. Тема заседания: «Женщина в буддизме». Докладчик – Зубаирова-Валеева А.С., доцент кафедры философии БГМУ. Организаторы: Иванова О.М., зав. кафедрой философии БГМУ; Бугера В.Е., профессор кафедры философии УГНТУ; Храмова К.В, профессор кафедры философии БГМУ.
27 мая 2022 г. на кафедре прошла Международная научно-практическая конференция «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» с большим количеством гостей из других вузов и широким международным участием.
Башкирский государственный медицинский университет совместно с Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и государственным автономным учреждением социального обслуживания населения республиканским геронтологическим центром «Именлек» 27 и 28 сентября 2022 года провели Всероссийскую научно-практическую конференцию «Паллиативная помощь получателям социальных услуг, находящихся в стационарных учреждениях». Данная конференция была проведена в рамках реализации проекта «Система долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами». От университета модераторами выступили зав. кафедрой философии БГМУ профессор Храмова К.В. и зав. кафедрой терапии и ОВП с курсом терапии ИДПО БГМУ профессор Сауфанова Г.Ш. Ответственной за организацию и проведение конференции от БГМУ выступила доц. кафедры философии Валеева А.С.
23 декабря 2022 г. кафедрой философии БГМУ был проведен очередной Межвузовский (совместно с кафедрой философии УГНТУ) научно-методический семинар по социально-гуманитарным дисциплинам. На семинаре с докладом на тему «Проблема адаптации рабочих программ дисциплин к измененным условиям образования» выступила кандидат философских наук, доцент кафедры философии Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова Ахметзянова Марина Петровна. https://bashgmu.ru/news/79679/
25 января кафедрой философии БГМУ был проведен очередной Межвузовский научно-методический семинар по социально-гуманитарным дисциплинам. На семинаре с докладом на тему «Теоретические подходы и особенности исследования системы ценностей в обществе риска» выступила аспирант кафедры философии, истории и социального инжиниринга УГНТУ Л.И. Бахтиева. https://bashgmu.ru/news/79861/
31 марта 2023 г. кафедра философии Башкирского государственного медицинского университета совместно с кафедрой «Психология» Белорусского национального технического университета (БНТУ, г. Минск, Республика Беларусь) провели МЕЖДУНАРОДНУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ». В развернувшейся дискуссии были затронуты мировоззренческие основания, мотивация, условия и методы формирования здорового образа жизни, предложены различные варианты его развития, а также достигнуты договоренности о проведении дальнейших совместных международных исследований данной проблемы. https://bashgmu.ru/news/80243/
Задачами учебно-воспитательной работы являются: формирование гражданственности и патриотизма, целостного отношения к окружающей действительности (к языку, культуре, истории, обычаям, традициям, религии); повышение культуры межнациональных и этнических отношений в молодежной студенческой среде и т.д.
Активная работа по воспитанию патриотизма среди обучающихся осуществляется в виде ставших уже традиционными встреч с ветеранами и организации посещений в национальный музей РБ, музей им. В.И. Ленина, музей им. С.Т. Аксакова, музей им. М.В. Нестерова, тематических вечеров, посвящённых 100-летию образования РБ и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Студентам всегда интересно соприкоснуться с историей и культурой своего края. Музейные экспонаты воссоздают дворянскую атмосферу и приоткрывают интересные страницы, связанные с историей города, республики, страны. Эта работа проводится и среди иностранных обучающихся.
Основное направление в воспитательной работе со студентами младших курсов — это создание условий для быстрой адаптации к вузовской системе образования и опора на индивидуальную работу с каждым студентом с целью обеспечения бытовых, социальных и других условий для успешного освоения всех дисциплин и максимально возможного сохранения принятого контингента студентов.
Воспитательная работа со студентами проводится в ходе лекционных и семинарских занятий. Учебная работа со студентами I-III курсов сочетается с разнообразными формами внеаудиторной воспитательной работы. В ходе изучения отдельных тем по дисциплине «История Отечества» часто практикуются ставшие уже традиционными встречи с ветеранами и семинары-экскурсии, где студенты знакомятся с материалами музейных экспозиций и выставок.
Одним из направлений воспитательной работы является обсуждение проблем современной молодежи на семинарских занятиях по различным дисциплинам, в рамках которых много внимания уделяется проведению различных мероприятий, направленных на морально-нравственное воспитание студентов, формированию научного мировоззрения, пропаганде научных знаний среди студентов университета и населения республики. С этой целью налажено тесное сотрудничество со многими общественными организациями, например, такими, как: Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РБ, «РОО «Содействие», «РОО фонд НАН», «РОО Голос АнтиСпид», МУ Городским центром психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО», Центром комплексного обслуживания населения «Изгелек».
Мы тесно сотрудничаем с МУ Городским центром психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО». С целью оказания социально-психологической поддержки и помощи молодежи и их семьям психологи центра организуют и проводят круглые столы, мастер-классы, тренинги, деловые игры для студентов на актуальные темы.
В воспитательной работе активно участвуют и студенты специальности «Социальная работа» Башкирского государственного медицинского университета. Они являются организаторами движения SOCIUM!, объединяющего представителей общественности, которые неравнодушны к существующим социальным проблемам; студентов, которые принимают активное участие в создании и реализации собственных проектов и акций; общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и его конкретным акциям. Оно является некоммерческой организацией и не ставит своей целью извлечение прибыли.
Датой рождения движения SOCIUM! считается 19 октября 2012 г. Цель: – привлечение общественности к актуальным социальным проблемам путем проведения публичных и благотворительных акций.
Задачи Общественного регионального движения SOCIUM!:
- формирование в обществе гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали;
- содействие профилактике и охране здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни;
- борьба с социальными пороками.
Движение осуществляет добровольческую, благотворительную, культурно-массовую, пропагандистскую, профилактическую и патриотическую деятельность.
"SOCIUM!" создала и воплотила в жизнь такие проекты, акции и конкурсы как:
Социальный проект «Подари улыбку миру», который заключался в том, чтобы дать детям из детских домов и домов-интернатов города Уфы проявить свои таланты.
Посещение Национального музея РБ в рамках празднования Дня Республики Башкортостан и 100-летия со дня образования БАССР
В рамках празднования Дня Республики Башкортостан и 100-летия со дня образования БАССР кафедра философии организовала посещение Национального музея РБ.
Студенты первых курсов стоматологического и педиатрического факультетов под руководством доцентов кафедры философии Пановой Л.А. и Абдрашитова Ю.Ф. ознакомились с экспозициями музея, рассказывающими об истории добровольного вхождения башкир в состав русского государства, об участии башкир в пугачевском восстании и об участии «северных амуров» (так называли французы башкирских конников) в войне 1812 г.
Большой интерес у студентов вызвали экспозиции и рассказ экскурсовода об участии нашей Республики в Великой Отечественной войне и о современном Башкортостане.
Состоялась олимпиада по истории, посвященная 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне
19 мая 2020 г. кафедра философии провела онлайн олимпиаду по истории, посвященную 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне среди студентов 1 курса стоматологического факультета. Организаторами олимпиады выступили доценты кафедры Панова Л.А., Галимова З.У., Мингазова Н.Р..
Мероприятие кафедры философии БГМУ "Спасение семьи - спасение созависимых"
Прокрастинация — склонность человека к постоянному «откладыванию на потом». Цель: научить студентов практическим инструментам тайм-менеджмента. Была проведена интересная беседа с элементами тренинга для отработки эффективных способов не откладыванию дел на потом, а именно планированию и распределению времени. Мероприятие вызвало активный интерес студентов, т.к. данная проблема необычайно актуальна в настоящее время. Организатором мероприятия является кафедра Философии.
10 марта 2022 г. и 5 апреля 2022 г. для студентов 1-2 курсов направления подготовки «Социальная работа» и для студентов 2 курса педиатрического факультета было проведено мероприятие на темы: «Психологическое здоровье» и «Позитивное мышление» с приглашением психологов Городского центра психолого-социального сопровождения «Индиго» Юлии Рустемовны Контяковой и Ильдара Фидарисовича Мухаметдинова.
7 мая 2022 г. кураторы педиатрического факультета Панова Л.А. и Давлетшина Г.Р. в группе П-110 АБ провели Урок памяти, посвящённой 77-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. На уроке студенты рассказали о своих родственниках - участниках войны, сопровождая свои рассказы фотографиями. Студентка Ярмухаметова А. прочитала стихотворение Симонова К. «Жди меня», а Солодовникова Е. и Бочкарёв И. исполнили песню на стихи Расула Гамзатова «Журавли». Мероприятие проведено кафедрой философии.
11 мая 2023 года в зале заседаний Конгресс-холла «Торатау» состоялся Международный молодёжный форум «ЗА МИР БЕЗ НАЦИЗМА». Главной целью его стало привлечение внимания молодого поколения к идее «Мир без нацизма», в связи с чем, основным тематическим направлением работы Форума было обсуждение неонацистских течений современности: степень распространения и инструменты противодействия; античеловеческий характер нацизма и его последствия. В работе данного форума приняла участие Сухарева Ирина Витальевна, доктор исторических наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава России вместе со студентами 1 курса педиатрического факультета. https://bashgmu.ru/news/80534/
15 мая 2023 года иностранные обучающиеся БГМУ совместно с куратором их группы, преподавателем кафедры философии БГМУ Семеновой Д.С. посетили Южно-уральский ботанический сад-институт (г. Уфа), где ознакомились с историей создания и становления, формирования прекрасных коллекций растений и с достижениями в сфере ландшафтного дизайна. В ходе экскурсии получено много положительных и незабываемых эмоций и впечатлений от увиденного. Посещение организаций подобного рода ускоряет процесс интеграции иностранных студентов в наше общество и способствует эстетическому развитию студентов. https://bashgmu.ru/news/80533/
Студенты БГМУ узнали о методах защиты от кибермошенничества на лекции Центробанка России https://bashgmu.ru/news/84457/
Открытый мастер-класс «Время героев»
27 сентября на базе Межвузовского студенческого кампуса канд. ист. наук, доцент кафедры философии Кутушева Валия Нажиповна организовала открытый мастер-класс на тему: «Время героев» для студентов 1 курса стоматологического факультета СТ-104 А и СТ-104 Б. Цель мероприятия: расширить представление студентов о понятиях «герой», «подвиг», «героизм»; сформировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга и гражданская ответственность; способствовать воспитанию чувства гордости, патриотизма и любви к Родине.
подробнее - https://bashgmu.ru/news/85171/
Cтуденты Башкирского государственного медицинского университета, обучающиеся по специальности «Социальная работа», являются организаторами движения SOCIUM!, объединяющего представителей общественности, которые неравнодушны к существующим социальным проблемам; студентов, которые принимают активное участие в создании и реализации собственных проектов и акций; общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и его конкретным акциям. Оно является некоммерческой организацией и не ставит своей целью извлечение прибыли.
Цель: – привлечение общественности к актуальным социальным проблемам путем проведения публичных и благотворительных акций.
Задачи Общественного регионального движения SOCIUM!:
- формирование в обществе гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали;
- содействие профилактике и охране здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни;
- борьба с социальными пороками.
Движение осуществляет добровольческую, благотворительную, культурно-массовую, пропагандистскую, профилактическую и патриотическую деятельность.
"SOCIUM!" создала и воплотила в жизнь такие проекты, акции и конкурсы как:
Социальный проект «Подари улыбку миру», который заключался в том, чтобы дать детям из детских домов и домов-интернатов города Уфы проявить свои таланты.
Социальный проект «Социальная вспышка! Цель мероприятия: поделиться оригинальными фотографиями, получить приз. Подписчики группы могли поделиться своими самыми красивыми фотографиями, а победителя, набравшего большинство голосов и победившего в конкурсе, ждал приз!
Акция "Спасибо за мирную жизнь!" - в Республиканском клиническом госпитале ветеранов войн был организован новогодний концерт, после которого студенты пообщались с ветеранами, послушали истории из их жизни. Акция прошла под девизом «Не забывайте тех, кто подарил нам мирную жизнь!»
Акция «Молоды сердцем!». Новый год - самый семейный праздник, но в жизни случается так, что у некоторых людей нет семьи. Именно поэтому общественное движение "SOCIUM!" и Волонтерский центр БГМУ провели акцию "Молоды сердцем!". Был организован новогодний праздник в Доме-интернате для престарелых и инвалидов города Уфы. Пожилые и люди с ограниченными возможностями здоровья с большим желанием принимали участие в концерте.
Новогоднее театрализованное представление!Цель мероприятия: организация праздника совместно с Республиканским центром ипотеропии для детей с ограниченными возможностями здоровья. В мероприятии участвовало более пятидесяти человек, в том числе Дед Мороз и Снегурочка. Они раздали детям новогодние подарки, покатали на лошади, водили хороводы вокруг елки. Детям очень понравилось. Все остались довольны!
Акция "Равнодушие.NET" была проведена на Верхнеторговой площади города Уфы. Целью мероприятия стало привлечение внимания горожан к проблемам детства в регионе.
Благотворительная акция "Поделись добром!". Данное мероприятие заключалось в оказании помощи Чишминскому детскому приюту для детей и подростков и организации детского праздника. Проект разработан в рамках Общественной регионального движения «SOCIUM!», созданного студентами специальности «Социальная работа» БГМУ. Они организовали сбор одежды детям Социального приюта для детей и подростков Чишминского района РБ. В ходе проведения благотворительной акции «Поделись добром!» были подарены собранная одежда и пианино, а также инсценирована сказка для маленьких воспитанников приюта.
Акция "Конец света для вредных привычек". Цель: борьба с антинаучными представлениями об апокалипсисе, собственным страхом перед ним и с вредными привычками.Каждый студент нарисовал вредную привычку, а потом смонтировали клип.
Социальный проект "Подари сказку маленькому человечку" был организован в стенах городского социального приюта для детей и подростков.
Социальный проект «В танце все равны». Цель мероприятия: дать возможность проявить себя воспитанникам уфимских специальных общеобразовательных школ-интернатов.
Экскурсия и праздничный концерт «Подари улыбку миру», организованный для детей-сирот из уфимских школ-интернатов. Организаторы: студенты 1-5 курсов. Цель проекта: дать возможность проявить свои таланты воспитанникам детских домов, интернатов и реабилитационных центров города Уфы.
Воспитанникам были продемонстрированы экспонаты музея живой природы на кафедре биологии БГМУ. А позднее они выступили в концертном зале 10 корпуса. В программе было представлено более 15 концертных номеров. Никто из ребят не остался без сладких призов за свои вокальные и танцевальные номера.