Кафедры
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
RU  EN 

Показать на карте

Кафедры

Философии

  • История кафедры
  • Учебно-методическая деятельность
  • Научная деятельность
  • Воспитательная работа
  • Материально-техническая база
  • Достижения кафедры
  • Сотрудники кафедры
Философии

Заведующий кафедрой: доктор философских наук, профессор Иванова Оксана Михайловна.

Контактная информация:

Адрес: ул. З. Валиди 47, II копус БГМУ, 2 этаж (остановка транспорта Гостиный двор или Дом актера). 

Тел.: (347) 272-56-94 

E-mail: kaf-filosofy@bashgmu.ru

История кафедры

В 1932 году, вскоре после создания Башкирского государственного медицинского университета, была образована кафедра марксистко-ленинской философии.

Смена названий:

с 1932 г. - кафедра марксистко-ленинской философии.

с 1933 г. - кафедра социально-политических наук.

с 1948 г. - кафедра марксизма-ленинизма;

в 1967 году разделена на

1) кафедру истории КПСС и политэкономии и

2) кафедру философии и научного коммунизма;

в 1992 году кафедры снова объединили в одну – кафедру философии с курсом истории и основ экономики;

с 2001 г. кафедра философии с правоведением, курсом истории и основ экономики;

с 2011 г. кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин;

с 2012 г. – кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы;

с 2017 года – кафедра философии.

Заведующие кафедрой:

с 1932 г. - к. филос. н., доцент Масленников Георгий Ильич;

с 1948 г. - к. филос. н., доцент Ушаков Андрей Артемьевич;

Кафедрой истории КПСС и политэкономии заведовали:

с. 1968 г. - к. филос. н., доцент Хусаинов Н.Ш.;

с. 1969 г. - к. филос. н., доцент Валеев Г.Х.;

с. 1973 г. - к. экон. н., доцент Лахмостов Борис Семенович;

с. 1986 г. - к. ист. н., доцент Коротков Николай Романович.

Кафедрой философии и научного коммунизма заведовали:

с 1967 - к. филос. н., доцент Вафина Клара Гарифовна;

с 1971 - к. филос. н., доцент Исмагилов Галяв Серазетдинович;

с 1983 - д. филос. н., профессор, заслуженный деятель науки РБ, заслуженный работник Высшей школы РФ Азаматов Дамир Мустафеевич (в 1992 году кафедры снова объединили в одну).

C 2018 года по настоящее время кафедрой заведует доктор философских наук, профессор Иванова Оксана Михайловна.

В настоящее время на кафедре работают 15 штатных преподавателей (3 профессора и 12 доцентов), два лаборанта и 1 зав. учебно-методическим кабинетом.

В 1932 году, вскоре после создания Башкирского государственного медицинского университета, была образована кафедра марксистко-ленинской философии. Ее первоначальным назначением была учебная, научная и воспитательная работа среди студентов, сосредоточенная вокруг изучения марксистско-ленинской философии, которая была основой официального мировоззрения того времени. Несмотря на идеологическую составляющую, лекции и семинары по философии были порой единственным способом приобщения студентов-медиков к гуманитарным и социально-экономическим знаниям.

Переход к рыночной экономике, утверждение демократических принципов устройства общества во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX столетия поставили насущную задачу – подготовку не только врача, но специалиста, осознающего важнейшие тенденции современной жизни. Врачебная деятельность стала невозможной без широкого научного и философского кругозора, без осознания новых политических, идеологических, правовых, социальных и иных реалий современного общества.

Важнейшим этапом в развитии научной деятельности и подготовке научных кадров было открытие в 1994 году на базе кафедры аспирантуры по двум философским специальностям: 09.00.01 – онтология и теория познания, 09.00.11 – социальная философия. За прошедшие годы закончили обучение и защитили диссертации более 50 человек, из них 6 получили ученую степень доктора наук. В настоящее время на кафедре действует аспирантура по социальной философии.

Активно ведётся работа с иностранными студентами. За относительно короткий срок на кафедре подготовлены полные учебно-методические комплексы для преподавания на английском языке по дисциплинам кафедры. Они выложены на учебный портал и активно используются как при очном, так и при дистанционном форматах обучения.

С 2007 по 2017 год кафедра являлась ведущей в БГМУ по подготовке бакалавров по специальности «Социальная работа». Выполняла основную учебную и методическую работу по данному направлению, осуществляла руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, обеспечивала проведение производственной и преддипломной практик и итоговой государственной аттестации студентов. С 2020 года наш университет возобновил приём студентов по направлению подготовки «Социальная работа» (бакалавриат, с 2021 года - магистратура), профиль подготовки - «Социальная работа в системе здравоохранения», и кафедра философии самым активным образом включилась в процесс их подготовки.

Кафедра философии являлась и является школой подготовки интересных специалистов, перспективных ученых. На кафедре сложился работоспособный, дружный коллектив, где удачно сочетаются опыт и молодость преподавательского состава.

В течение 2020 года на кафедре были внедрены процессы дистанционного (on-line) обучения в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19; почасовая нагрузка профессорско-преподавательским составом выполнялась без перерыва и в полном объеме. Преподаватели кафедры, имеющие высшее медицинское образование, прошли повышение квалификации по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

На платформе MS Teams регулярно проводится межвузовский научно-методический семинар по социально-гуманитарным дисциплинам, а также межвузовский семинар для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»; продолжается работа студенческого научного кружка. В мае 2020 г. кафедра философии провела on-line олимпиаду по истории, посвященную 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, в апреле 2021 года – научную студенческую конференцию, посвящённую 45-летию создания стоматологического факультета БГМУ.

Сегодня кафедра философии является одним из самых крупных учебных подразделений университета, обеспечивающим обучение студентов не только на начальных курсах всех  специальностей, но и на старших курсах.

Профессорско-преподавательский состав кафедры стремится сохранить одну из выдающихся черт отечественной высшей школы - давать не только профессиональную, но и широкую общую научную и гуманитарную подготовку, предусматривающую изучение отечественной истории, философии, социологии, культурологии, социологии правоведения, экономики  и других основополагающих дисциплин.

Цель современного высшего медицинского образования - подготовка высоконравственного, всесторонне эрудированного, профессионально компетентного врача – гражданина.

Миссия кафедры: формирование высококвалифицированного специалиста для социально-трудовой сферы на основе использования его знаний, умений и навыков, которые он получает в процессе изучения философии и дисциплин социально-гуманитарной направленности.

  Основой учебно-методической работы является реализация компетентностного подхода в организации учебного процесса, использование активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков у студентов.

Учебно-методическая работа кафедры имеет своей целью повышение эффективности преподавания всех закрепленных за ней дисциплин, с одной стороны, и качества усвоения знаний студентов, с другой стороны, уяснение ими сути и значимости философии, культурологии, истории, экономики  и  формирование культуры и мировоззрения специалиста.

В связи с этим основными направлениями учебно-методической работы кафедры являются:

  • Совершенствование учебного процесса, повышение эффективности и качества обучения студентов;
  • Повышение качества организационных форм, методов обучения и воспитания студентов;
  • Обеспечение общих дидактических принципов обучения: научности, единства обучения и воспитания;
  • Совершенствование вопросов связи теории с практикой, активности обучаемых, наглядности и обеспечения прочности и повышения уровня остаточных знаний;
  • Сохранение преемственности, интеграции, систематичности, последовательности обучения и непрерывности учебного процесса;
  • В связи с принятием новых ФГОС, изменением учебных рабочих программ преподавательским составом кафедры ведется большая работа по подготовке новых учебных курсов, их методическому обеспечению;
  • Постоянное обновление базовых курсов философии, истории, экономики и дисциплин отделения социальной работы в соответствии с требованиями государственных стандартов, усиление гуманистической составляющей, внедрение активных и интерактивных форм и методов обучения;
  • Создание полного учебно-методического и практического сопровождения учебных курсов, так называемых «издательских кейсов» для студентов дневной и заочной форм обучения;
  • Создание учебно-практических пособий для студентов-заочников и перевод их в электронный вариант;
  • Разработка, написание, переработка, рецензирование, подготовка к изданию конспектов лекций, практикумов, частных методик по дисциплинам и других учебно-методических материалов:

- по проведению деловых игр, решению производственных задач, анализу конкретных ситуаций и т.д.,

- по выполнению курсовых и дипломных работ,

- по организации учебных, производственных и преддипломных практик,

- по применению новых информационных технологий в учебном процессе;

- наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и т.д.;

  • Составление тематики, заданий и подбор различных документов для выполнения студентами очной и заочной форм обучения дипломных и курсовых работ, контрольных работ, домашних заданий, производственной практики;
  • Составление документов по планированию учебного процесса:

- календарных планов дисциплин,

- графика самостоятельной работы студентов,

- графика прохождения практики и др.;

  • Составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией.
  • Разработка контрольно-измерительных материалов для промежуточного и итогового контроля знаний студентов с использованием компьютерных технологий;
  • Применение инновационных методов в образовательном процессе;
  • Широкое использование мультимедийного оборудования в учебном процессе:
  • Разработка сценариев учебных видеофильмов, подбор и подготовка материалов к видеоконференции;
  • Повышение квалификации сотрудников кафедры в ведущих вузах России;
  • Взаимопосещения учебных занятий сотрудниками кафедры, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий;
  • Сотрудничество с Общественными организациями республики для ознакомления студентов с нововведениями в социальной сфере;
  • Разработка и внедрение технологий, развивающих творческий потенциал студентов, стимулирующих различные формы студенческого творчества;
  • Создание условий для развития у студентов творческого мышления и самостоятельности принятия решений.

На кафедре большое внимание уделяется освоению студентами и аспирантами практических навыков:

  • философского анализа текстов классиков мировой философии и современных событий в мире;
  • умения вести спор и дискуссии по важнейшим философским проблемам медицины, логично и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • активно применять методы социологии, экономики и биоэтики для объективной оценки новейших достижений современной медицинской науки и технологии;
  • принятие решений в сложных морально-этических ситуациях практической деятельности;
  • самостоятельного суждения об этических условиях использования биомедицинских технологий;
  • способность правильно выстраивать этику взаимоотношений с коллегами и пациентами;

Названные направления нашли свое отражение во всех преподаваемых дисциплинах кафедры.

Учебная работа кафедры осуществляется в соответствии с планом   развития БГМУ и включает в себя чтение лекций, проведение семинарских занятий, зачетов и экзаменов на всех факультетах университета, так же работу с аспирантами, чтение элективов, участие в городских, республиканских и всероссийских олимпиадах, конференциях, симпозиумах и выпуск на их основе учебно-методических сборников и пособий.  Лекции и семинарские занятия по основным курсам строятся с учётом Федерального Госстандарта и разработанными и утверждёнными примерными и рабочими учебными программами.

Сотрудниками кафедры разработаны и обновлены в соответствии с ФГОС рабочие программы по основным дисциплинам.  Преподавателями кафедры созданы и внедрены в образовательный процесс учебно-методические комплексы по всем преподаваемым дисциплинам.

Учебно-методические комплексы включают:

-      Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО;

-      Квалификационную характеристику специалиста

-      Основную образовательную программу (ООП) специалиста;

-      учебный план;

-      рабочую программу дисциплины;

-      аннотацию лекционного курса (методические разработки лекций);

-      методические рекомендации для преподавателей;

-      методические указания для студентов к практическим занятиям;

-      методические указания для студентов к самостоятельной аудиторной работе;

-      методические указания для студентов к самостоятельной внеаудиторной работе;

-      комплект тестов по дисциплине к I этапу экзамена;

-      фонд вопросов ко II этапу экзамена;

-      фонд вопросов к III этапу экзамена

-      комплект экзаменационных билетов;

-      критерии балльно-рейтинговой оценки знаний и умений студентов по основной дисциплине

-      таблицу обеспеченности дисциплины учебной литературой.

Все элементы учебно-методических комплексов представлены на учебном портале БГМУ.

Учебный процесс обеспечен необходимым количеством учебников, учебных пособий, методических указаний и другими учебными материалами и литературой. В учебном процессе активно используются электронные учебники, обучающие, тренинговые и контролирующие электронные программы.

Активно ведётся на кафедре работа с иностранными студентами. С этой целью за короткий срок на кафедре подготовлен учебно-методический комплекс для преподавания на английском языке, включая лекции, сопровождаемые мультимедийным обеспечением, практические занятия, наглядные материалы. 

В настоящее время кафедра направляет усилия, главным образом, на расширение объема учебно-методических материалов с учетом того, что основа, база, необходимая для преподавания закрепленных за ней дисциплин уже наличествует: разработку лекционных курсов,  пополнение банков раздаточных материалов для студентов и тестовых заданий для проведения итоговой и промежуточной аттестации. Большое внимание уделяется интерактивным и наглядным формам обучения.

Наряду с традиционными формами учебного процесса (лекции и семинары) кафедра активно разрабатывает и развивает прогрессивные методики и активные формы обучения: философские олимпиады, дискуссионные формы проведения семинарских занятий, деловые игры, кейс-стади, круглые столы; решение проблемных задач, ролевые игры (игры с  исполнением ролей великих мыслителей), написание эссе, метод микрогрупп с ведущим-студентом, составление студентами глоссария по изучаемой теме, составление кроссвордов, составление анкеты для социологического исследования, на занятиях ставятся и решаются поисково-исследовательские и управленческие задачи, даются студентам интерактивные и игротехнические задания, проводятся студенческие конференции и т. д.

Кафедрой уделяется большое внимание разработке формализованных методов контроля знаний студентов. В частности — тестов, которые широко используются в качестве одной из форм контроля знаний студентов наряду с защитой рефератов, собеседованиями, письменными опросами, зачетами и экзаменами и др.).

На кафедре читается цикл лекций по истории и философии науки для аспирантов БГМУ, принимается кандидатский экзамен по этой дисциплине.

С 2007 по 2017 год кафедра являлась ведущей в БГМУ по подготовке бакалавров по специальности «Социальная работа». Выполняла основную учебную и методическую работу по данному направлению, осуществляла руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, обеспечивала проведение производственной и преддипломной практик и итоговой государственной аттестации студентов. С 2020 года наш университет возобновил приём студентов по направлению подготовки «Социальная работа» (бакалавриат, с 2021 года - магистратура), профиль подготовки - «Социальная работа в системе здравоохранения», и кафедра философии самым активным образом включилась в процесс их подготовки.

Методическая работа кафедры направлена на обеспечение студентов необходимыми материалами для подготовки к практическим занятиям, докладам, написанию рефератов.

Кафедра проводит активную работу по созданию учебно-методических материалов для работы со студентами. За последние годы созданы методические рекомендации для студентов и преподавателей по всем преподаваемым дисциплинам, пособие для студентов по самостоятельной работе, сборники тестов и ситуационных задач.

Некоторые учебно-методические пособия, изданные силами преподавателей за последние годы:

1.Психоаналитические теории личности и психического здоровья: Учебное пособие./ Составители: Д.М. Азаматов, М.Р. Ахматдинова. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – 112 с.

2.Социальная антропология. Проблемы развития человеческой телесности: Учебное пособие./ Составители: Д.М. Азаматов, Г.З. Нафикова. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – 103 с.

3.Практикум для студентов по курсу «История Отечества» /Авторы: к.и.н., доцент Л.А. Панова, к.и.н., ст. преподаватель И.В. Сухарева; Уфа: Башгосмедунивеситет, 2006.

4. Социально–культурные основания медицинского знания (учебное пособие с грифом УМО России). «Социально–культурные основания медицинского знания»:  Учебное пособие по элективному курсу / Составители: Азаматов Д.М., Иванова О.М., Соловьева Д.Н., Зубаирова-Валеева А.С. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава». – 2009. – 97с.

5.Личность как объект социокультурного анализа: Учебное пособие./ Составители: Д.М. Азаматов, Г.З. Нафикова – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава», 2010г. - 109 с.

6.Политология: Практикум для студентов 3 курса,  обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 77 с.

7.История Башкортостана: Практикум для студентов 1 курса,  обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 82 с.

8.Философия: Практикум для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 – Лечебное дело, 020209 – Микробиология. / сост.:  Нафикова Г.З. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 148 с.

9.Философия: Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов 1-2 курса, обучающихся по специальностям 020209 – Микробиология, 060101 – Лечебное дело. / сост.:  Нафикова Г.З. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 184 с.

10.Социальная политика: Практикум для студентов,  обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 49 с.

11.Документоведение: Практикум для студентов 4 курса,  обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. –48  с.

12.Культурология: Практикум для студентов 1 курса,  обучающихся по специальности 040101(65) Социальная работа /сост.: И.В. Сухарева. -Уфа: Изд-во ГОУ ВПО Башгосмедуниверситета Росздрава», 2010. – 46 с.

13.Здоровье как социально-философская проблема: курс лекций / Д.М. Азаматов, О.М. Иванова, Р.И. Девяткина, М.Р. Ахметдинова, К.В. Храмова, Т.Ю. Порошина, Л.М. Билалова, З.У. Галимова. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Минздравсоцразвития». – 2011. – 140 с.

14.Коммуникативная деятельность в социальной работе: Учебное пособие. / Составители: Д.М. Азаматов, А.С. Валеева – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава», 2011г. – 236 с.

15.Основы социально-медицинской работы: Учебное пособие / сост.: Г.З. Нафикова, О.Г. Афанасьева. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 90 с.

16.Содержание и методика социально-медицинской работы в здравоохранении: Учебное пособие / сост.: Г.З. Нафикова, О.Г. Афанасьева. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 104 с.

17.Содержание и методика социально-медицинской работы в немедицинских учреждениях: Учебное пособие / сост.: Г.З. Нафикова, О.Г. Афанасьева. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 108 с.

18.Практикум по дисциплине «Социология» для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 040101 – Социальная работа / сост: А.С. Валеева – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 304 с.

19.Профессионально-этические основы социальной работы: Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов 2 курса, обучающихся по специальности 040101 – Социальная работа / сост: А.С. Валеева – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 113 с.

20.Философия:  Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия / сост. А.С. Зубаирова-Валеева  – Уфа: Аркаим, 2012. – 92 с.

21.Философия: Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия / сост. А.С. Зубаирова-Валеева  – Уфа: Аркаим, 2012. – 72 с.

22.Психосоциальная работа с социально неблагополучными группами населения: Учебное пособие./ Составители: А.С. Валеева, М.Р. Ахматдинова – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Минздрава РФ», 2014 г. – 102с.

23.Сухарева И.В. Выполнение выпускной квалификационной  (дипломной) работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (учебное пособие с грифом УМО) - Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 55с.

24.Храмова К.В., Азаматов Д.М., Афанасьева О.Г. Философия конца XIX начала XXI века – от позитивизма до постмодернизма. - Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 92с.

25.Афанасьева О.Г., Азаматов Д.М., Храмова К.В. История и философия науки: современный этап развития. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 96с.

26.Афанасьева О.Г., Храмова К.В. История и философия науки: наука в истории современной цивилизации. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 104с.

27.Храмова К.В., Валеева А.С. История развития философской мысли (теория, задаи, упражнения и комментарии для самостоятельной работы). – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 152с.

28.Валеева А.С., Храмова К.В. Философия медицины и здравоохранения. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 135с.

29. History and Theory of Philosophy: textbook/ K.V. Khramova, R.I. Devyatkina, Z.R. Sadikova, O.M. Ivanova, O.G. Afanasyeva, A.S. Zubairova-Valeeva, N.R. Mingazova, G.R. Davletshina – Ufa: FSBEI HE BSMU MOH Russia, 2020 – 127p.

30. History and Theory of Philosophy: workbook/ K.V. Khramova, R.I. Devyatkina, Z.R. Sadikova, O.M. Ivanova, O.G. Afanasyeva, A.S. Zubairova-Valeeva, N.R. Mingazova, G.R. Davletshina – Ufa: FSBEI HE BSMU MOH Russia, 2020 – 114p.

31. Philosophy: training course: textbook/ K.V. Khramova, R.I. Devyatkina, Z.R. Sadikova, O.M. Ivanova, O.G. Afanasyeva, A.S. Zubairova-Valeeva, N.R. Mingazova, G.R. Davletshina – Ufa: FSBEI HE BSMU MOH Russia, 2020 – 127p.

32. Philosophy: training course: workbook / K.V. Khramova, R.I. Devyatkina, Z.R. Sadikova, O.M. Ivanova, O.G. Afanasyeva, A.S. Zubairova-Valeeva, N.R. Mingazova, G.R. Davletshina – Ufa: FSBEI HE BSMU MOH Russia, 2020 – 114p.

Данные издания являются инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по дисциплине.  В них излагаются общие рекомендации по подготовке к практическим занятиям, методические советы студентам, опросы для самостоятельной работы по темам курса,  примерные темы рефератов и докладов, тестовые задания, а также список литературы: основной и дополнительной по каждой теме, что способствует оптимизации самостоятельной работы студентов, а также позволит эффективно подготовится к семинарским занятиям по дисциплине.

Изучаемые дисциплины обеспечены современной основной и дополнительной литературой. В учебных планах, программах и учебно-методических пособиях, учитываются современные требования к выпускникам вузов, связанные с изменениями в социально-экономической и политической ситуации в стране и мире.

Организационным центром методической работы кафедры является учебно-методический кабинет. Основой работы кабинета стала систематизация учебной, методической и справочной литературы по учебным дисциплинам кафедры, накопление дидактических разработок и обобщение педагогического опыта преподавателей кафедры, координация их деятельности по совершенствованию методов и форм лекций и семинаров, а также организация самостоятельной работы студентов, развитием их творческой активности.

Современный учебный процесс немыслим без соответствующей материально-технической базы кафедры. Кафедра имеет компьютерный класс и активно использует его в учебном процессе; преподавателями широко используются портативные компьютеры (ноутбуки), сопряженные с видеопроектором.

В процессе преподавания осуществляется совмещение трех типов научного знания: философского, естественнонаучного и специального медицинского. Поскольку медицинское мышление видит здоровье человека в неразрывном единстве с окружающей природой и социальной средой, также необходимо выработать целостное научное мировоззрение, формировать целостное представление о научной картине мира.  Преподаватели – философы видят эффективность преподавания дисциплин разного характера в непрерывном синтезе философских  и естественнонаучных взглядов. 

 


Научная деятельность кафедры философии с первых лет основания остается приоритетным направлением деятельности кафедры, поскольку качество обучения, прежде всего, определяется научной квалификацией преподавателя, а сам учебный процесс представляет собой применение результатов научных исследований в ходе общения со студентами и аспирантами. Научно-исследовательская работа на кафедре регламентируется документами Министерства образования и науки РФ, решениями ученого совета университета, годовыми планами НИР вуза.

Основным направлением научных исследований кафедры на протяжении многих лет является анализ здоровья как социально-философской проблемы, характеристик всестороннего и гармонического развития личности, внутренних и внешних условий социальной активности общественного индивида.

Исключительное внимание уделяется формированию научного коллектива. В настоящее время на кафедре работают 3 доктора и 12 кандидатов наук. Преподаватели кафедры активно осуществляют научные исследования по широкому кругу вопросов, связанных с философией медицины (О.М. Иванова), философией права (Н.Р. Мингазова), философией религии (А.С. Зубаирова-Валеева, Г.М. Ахунова), национальными отношениями и самосознанием (И.В. Сухарева, З.Р. Садыкова), историей развития общественной мысли Башкортостана, основами социально-медицинской работы (А.С. Валеева, О.Г. Афанасьева), обществом риска (К.В. Храмова), кризисом гуманизма (Г.Р. Давлетшина) и др..

Эффективность научно-исследовательской работы кафедры подтверждается весомыми результатами. Теоретические результаты исследований по направлениям научной работы кафедры представлены в научных статьях, монографиях, озвучены в докладах на международных и российских конференциях и симпозиумах.

За последние годы было издано более 30 монографий и более 30 учебных и учебно-методических пособий, а также издание «Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы: история и современность» (коллектив авторов), 2012 и 2015 гг.. Были опубликованы сборники тезисов докладов и выступлений к научно-практическим конференциям “Актуальные вопросы общественного развития, воспитания и обучения“ (5 сборников) и “Социально-философские проблемы современной медицины и здравоохранения” (4 сборника), а также обновленный межвузовский сборник “Человек. Общество. Образование” (14 сборников). В выпускаемых сборниках отражены проблемы философии медицины, социально-философские вопросы здравоохранения, социальных болезней, вопросы здорового образа жизни, проблемы образования и подготовки специалистов. Ежегодно проводится международная научно-практическая конференция «Здоровье как социально-философская проблема» с изданием сборника научных трудов.

Теоретические результаты научных исследований кафедры активно используются в учебном процессе при преподавании и изучении всех дисциплин, читаемых на кафедре, а также при подготовке выпускных квалификационных работ. Кафедра активно привлекает студентов к научно-исследовательской работе. В рамках НИРС (научно-исследовательская работа студента) ежемесячно и на постоянной основе осуществляется работа студенческого научного кружка под руководством доцента Афанасьевой О.Г.

Заметное место в жизни кафедры занимает ее научно-общественная деятельность. Ученые кафедры принимают участие в работе диссертационного совета Д 212.013.03 при БашГУ по защите докторских и кандидатских диссертаций по философским специальностям 09.00.01, 09.00.11.

Важнейшим этапом в развитии научной деятельности и подготовке научных кадров было открытие в 1994 году на базе кафедры аспирантуры по двум философским специальностям: 09.00.01 – онтология и теория познания, 09.00.11 – социальная философия. За прошедшие годы закончили обучение и защитили диссертации более 50 человек, из них 6 получили ученую степень доктора наук. В настоящее время на кафедре действует аспирантура по социальной философии.

Члены кафедры философии БГМУ в своих кандидатских и докторских диссертациях рассматривают довольно широкий круг проблем по социально-философским проблемам медицины и здравоохранения, философии права, философии образования, истории религии, истории общественной мысли Башкортостана.

В докторской диссертации О.М. Ивановой «Взаимодействие факторов индивидуального и общественного здоровья человека в условиях современной цивилизации», доказана объективная необходимость повышения роли медицины как науки, наступления нового этапа в развитии в системе здравоохранения и всей здравоохранительной деятельности общества.

В докторской диссертации Сухаревой И.В. воссоздана целостная и объективная картина истории формирования чувашской диаспоры Башкортостана, выявлены общие тенденции и специфические особенности становления и развития системы начального образования в контексте историко-культурных и национально-образовательных процессов в регионе и в общероссийском масштабе, в целом.

В докторской диссертации Храмовой К. В. сформулирована оригинальная авторская концепция становления самосознания личности в обществе риска, основанная на выявлении прямой и обратной связи между влиянием ситуации риска на формирование личности и ролью личности в эскалации социальных рисков. Раскрыт сложный механизм перехода от риск-обусловленного к экоцентрированному самосознанию, важность которого связана с перспективами дальнейшего существования современной цивилизации.

О необходимости комплексного подхода к проблеме здоровья и осмысления ее с точки зрения фундаментальных наук подчеркивает М.Р. Ахматдинова в своей кандидатской диссертации «Психоанализ и психическое здоровье личности: социально-философские аспекты». В данной работе предложена концепция психического здоровья личности, согласно которой оно «есть потенция (способность) личности гармонизировать индивидуальный и общественный интерес». Также доказано, что «психическое здоровье человека представляет собой такой способ отношения к социуму, в результате которого сосуществование с другими людьми становится формой развертывания его личностного бытия».

А.С. Зубаирова-Валеева выявляет взаимосвязь философии медицины и философии религии. В своей диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук «Религиозное врачевание как феномен культуры» она впервые осуществляет анализ религиозного врачевания как самостоятельного феномена культуры, определяет положение религиозного врачевания в структуре религии и медицины. Религиозное врачевание рассматривается как «вид религиозной практики, направленный на целостное

физическое, и психическое исцеление человека и обретение им полноты бытия». В диссертации доказывается, что «в основе религиозного врачевания лежат специфические методы воздействия на центральную нервную систему, вызывающие качественное улучшение регуляции деятельности внутренних органов и систем организма – так называемое «возрождение».

Проблеме взаимосвязи религии и семьи уделяет внимание Н.Р. Мингазова в диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук «Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии». Научная новизна данной работы состоит в исследовании этических и религиозных доминант семьи как социального института общества. Обосновано, что «семья, как естественный союз, есть важнейшая ступень перехода человека в ступень социальной зрелости, которая в свою очередь характеризуется наличием противоречия между трансцендентной устремленностью индивида к миру абсолютных ценностей и в то же время его желанием достичь жизненного благополучия и стабильности»; обнаружено, что взаимосвязь семьи и религии как социальных институтов полнее всего раскрывается в традиции; глубоко проанализирован феномен башкирской семьи.

Перечень докторских диссертаций (научный консультант – Азаматов Д.М.): Курачев Д.Г. «Межконфессиональные отношения как формы социокультурного взаимовосприятия (социально-философский анализ)» (2005). Иванова О.М. «Взаимодействие факторов индивидуального и общественного здоровья человека в условиях современной цивилизации» (2007). Мазов Н.Ю. «Спорт как социокультурное явление» (2009). Валитов И.О. «Здоровье человека в экологической и демографической культуре» (2010). Михайличенко Д.Г. «Субъективация современного человека в контексте технологий массовой манипуляции» (2011). Сухарева И.В. «Чуваши Башкортостана: историко-культурное развитие в ХVIII – начале ХХ веков» (2013) (научный консультант – Акманов И.Г.). Храмова К.В. «Самосознание личности в обществе риска» (2014). Перечень кандидатских диссертаций (научный руководитель – Азаматов Д.М.): Свириденко А.А. «Формирование государственной философии на современном этапе» (1996). Кошкарова Н.И. «Бытие человека в культуре (на материале американской культурной антропологии)» (1996). Иванова О.М. «Социально-философские аспекты становления страховой медицины (на материалах Республики Башкортостан)» (1997). Сапрыко И.А. «Саморазвитие человека как принцип социально-профессионального воспитания (социально-философский аспект)» (2000). Девяткина (Гималетдинова) Р.И. «Образ жизни и социально-философские аспекты здоровья» (2000). Мазов Н.Ю. «Спорт в системе ценностных ориентаций молодежи: социально-философский анализ» (2000). Резванова Э.Д. «Гуманизм как единство инновации и традиции в контексте итальянского Возрождения: социально-философский аспект» (2000). Ширяева А.А. «Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ» (2000). Филиппов Н.А. «Социальный конфликт в условиях трансформации российского общества (социально-философский анализ)» (2001). Мурзагалин З.Д. «Этическое сознание (социально-философский анализ)» (2002). Порошина Т.Ю. «Социально-философский анализ становления смысла жизни человека» (2002). Лобанов А.В. «Социально-философский анализ оснований функционирования средств массовой информации» (2002). Ахматдинова М.Р. «Психоанализ и психическое здоровье личности: социально-философские аспекты» (2002). Газизов И.Р. «Молодежь в трансформирующемся обществе» (2003). Храмова К.В. «Особенности самосознания современной молодежи с различной религиозной ориентацией» (2004). Габдулхаков Р.А. «Социально-философский анализ преодоления преступности (на материале исследования управленческих решений МВД)» (2004). Зубаирова-Валеева А.С. «Религиозное врачевание как феномен культуры» (2005). Нафикова Г.З. «Императивы экологической этики в образовательном процессе» (2005). Исаева Л.Г. «Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества» (2005). Мингазова Н.Р. «Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии» (2005). Киямова В.Х. «Гуманизация системы профессионального образования» (2005). Ахметшин А.Х. «Человеческий фактор в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью» (2005). Барыкина Г.А. «Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи» (2006). Моджина Н.В. «Право как ценность и его роль в воспитании личности» (2006). Янгирова С.М. «Конкуренция и социальная адаптация в трансформирующемся обществе (социально-философский анализ)» (2006). Резяпова Г.Ф. «Терроризм как социальное явление» (2006). Соколов В.М. «Биоэтика и нравственные императивы формирования социально-профессиональной ответственности современного поколения молодежи» (2007). Нурова А.Р. «Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества» (2007). Валеева А.С. «Социальная детерминированность внутриличностного конфликта (социально-философский анализ)» (2008). Усманов И.М. «Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе (социально-философский анализ)» (2008). Басыров А.Х. «Джадидизм: социально-философский анализ» (2009). Афанасьева О.Г. «Особенности формирования экологических потребностей молодежи» (2009). Кокин О.И. «Личность наркомана» (2009). Билалова Л.М. «Проблемы развития семьи в условиях современного российского общества» (2009) Шайдуллин Т.Т. «Структура и динамика политической культуры студенческой молодежи в современном российском обществе: региональный аспект (социально-философский анализ)» (2010). Верительникова А.В. «Право в системе социальных норм в современном российском обществе: Социально-философский анализ» (2010). Исанбаева С.Д. «Справедливость как принцип гармонизации социальных отношений» (2010). Ахунова Г.М. «Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности» (2010). Султанова Л.И. «Социальная ответственность в условиях глобализации (социально-философский анализ)» (2011) . Аминев З.Г. «Космогонические и космологические воззрения древних башкир» (2011). Кайбышева М.И. «Социально-экономическое образование в условиях современного общества (социально-философский анализ)» (2011). Аскарова З.Р. «Физическая культура как основа деятельностной активности субъекта» (2012). Булатов А.С. «Социокультурная доктрина суфизма» (2012). Давлетшина Г.Р. «Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе» (2012).

Камалиева И.Р. «Социально-философский анализ современных проблем врачебной этики» (2013). Садыкова З.Р. «Трансформация социокультурных ценностей в контексте исторического сознания» (2015). Коновалова В.В. «Формирование мировоззрения современного врача: социально-философский анализ, кандидат философских наук» (2015). Исмагилова Р.Р. «Самореализация личности в современном обществе: социально-философский анализ» (2016).

6-10 октября 2015 г. кафедра приняла участие в организации VII Российского философского конгресса «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений». Организаторы: Российское философское общество; Администрация Главы Республики Башкортостан; Башкирский государственный университет; Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан; Институт философии РАН. Проведение нескольких секций конгресса было возложено на кафедру философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы БГМУ.

В 2016 году кафедра приняла участие в организации 3 научно-практических конференций всероссийского уровня.

25 мая 2016 г. в ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Качество жизнеобеспечения населения». Она включала две секции: социально-гуманитарную и технологическую.

20 октября 2016 г. кафедра организовала проведение Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье как социально-философская проблема» с изданием сборника. В конференции приняли участие более 60 человек: преподаватели, аспиранты, научные сотрудники, студенты.

5 декабря 2016 г. была проведена уже II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Качество жизнеобеспечения населения» с изданием сборника, где приняли участие более 40 человек.

16 ноября 2017г. на кафедре философии БГМУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровье как социально-философская проблема». В этом году в конференции участвовали ученые более чем из 10 городов (Москва, Санкт-Петербург, Харбин, Минск, Киев, Махачкала, Казань, Брянск, Саратов) и 5 стран (Россия, Китай, Белоруссия, Украина, Дагестан). Работало три секции, на которых обсуждались проблемы здоровья и болезни, их место в системе ценностей человека и общества, философия психического и нравственного здоровья, социально-экономические и правовые аспекты здравоохранения и биоэтики. В работе конференции приняли участие студенты I-IV курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов БГМУ. Гостями и активными участниками конференции выступили студенты Башкирского государственного университета, обучающиеся по специальностям «Философия» и «Социальная работа», а так же курсанты уфимского юридического института МВД России. Всего было заслушано тридцать четыре доклада.

 

 

23 апреля 2018 года состоялась ежегодная Всероссийская научная конференция студентов и молодых ученых «ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ»

25 апреля 2018 года на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета состоялась очередная ежегодная Международная научно-практическая конференция «Качество жизнеобеспечения населения». Программа конференции

по обыкновению была насыщенной, работали 4 секции. В конференции приняли участие более 45 преподавателей и студентов. На секции № 1 «Социально-гуманитарные проблемы качества жизнеобеспечения населения» с докладами выступили 15 человек. В работе секции были затронуты такие проблемы, как физическое и психосоциальное здоровье различных категорий населения, в частности проблемы медицинских работников, детей и подростков; физическая культура и спорт, проблемы экологии, экономики, а также выступления по философским проблемам. На секцию № 2 «Социально-медицинские аспекты обеспечения качества жизнедеятельности человека» были представлены доклады, которые затрагивают актуальную проблематику социально-медицинского направления в системе здравоохранении, социальных аспектов ЗОЖ и экологии человека. Работа секции велась на русском и английском языке. На заседании было заслушано 14 докладов. На секции № 3 «Механизмы реализации прав человека на охрану здоровья и окружающей среды» было заслушано 9 докладов, в том числе – в том числе выступления иностранных студентов из Индии и Китая; свои работы представили также студенты из Уфимского юридического института МВД России. Были затронуты проблемы девиантного поведения, лидерства в социальных группах, вопросы права и самочувствия сотрудников правоохранительных органов. Секция № 4 «Окружающая среда и здоровье населения», посвященная окружающей среде и здоровью населения, была представлена работой преподавателей, аспирантов и практикующих врачей. В данной секции поднимались вопросы, связанные с медико-социальными проблемами, вопросами здоровья, образа жизни и экологии, а также исследования проблемы личности и человека.

16 мая 2018 года на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета состоялась очередная Международная научно-практическая конференция «Человек. Общество. Образование». В программу конференции входили 5 секций. В конференции приняли участие более 50 преподавателей и студентов.

25 октября 2018 года в на кафедре философии БГМУ состоялась очередная ежегодная Международная научно-практическая конференция «Здоровье как социально-философская проблема». В конференции приняли участие более 60 преподавателей и студентов.

28 февраля 2019 года на кафедре философии БГМУ состоялся первый Межвузовский научно-методический семинар по социально-гуманитарным дисциплинам, заседания которого стали регулярными (ответственные за организацию cеминара от БГМУ: заведующая кафедрой философии, проф. Иванова О.М. и проф. кафедры философии Храмова К. В., от УГНТУ: проф. кафедры философии УГНТУ Бугера В.Е.). Был заслушан доклад доцента кафедры Рунизы Иршатовны Девяткиной «Цифровизация общества и изменение парадигмы образования». В дискуссии после выступления докладчика приняли активное участие приглашенные профессора, доценты, аспиранты и обучающиеся высших учебных заведений города Уфы.

 

 

 

Третье заседание межвузовского научно-методического семинара по социально-гуманитарным дисциплинам состоялось на кафедре философии БГМУ 24 апреля 2019 года. Был заслушан доклад доцента кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М.Акмуллы Лукьяновой Рушании Абдурахмановны «Аспекты детской одаренности», в котором рассматривались общие признаки одаренных детей и обозначались проблемы взаимовлияния наследственности и воспитания с одаренностью.

25 октября 2019 г. на кафедре философии ФГБОУ ВО БГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Правовые, исторические и социально-экономические аспекты здравоохранительной деятельности». К участию в конференции были приглашены учёные и преподаватели высших учебных заведений России и иностранных государств, студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые вузов России и иностранных государств, врачи и организаторы здравоохранения. Более ста научных работ принято для публикации в журнале «Вестник БГМУ». Научные исследования студентов по каждой секции оценивало экспертное жюри, которое определило лучшие выступления. Победители конкурсных работ награждены дипломами победителей, докладчики – сертификатами участия в конференции. http://bashgmu.ru/news/27186/

19 мая 2020 г. кафедра философии провела онлайн олимпиаду по истории, посвященную 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне среди студентов 1 курса стоматологического факультета. Организаторами олимпиады выступили доценты кафедры Панова Л.А., Галимова З.У., Мингазова Н.Р..

30 октября 2020г. в 16-00 часов в формате онлайн состоялся межвузовский научно-методический семинар для студентов, обучающихся на 1 курсе по направлению подготовки: 39.03.02 – Социальная работа, профили направленности: «Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей», «Социальная работа в здравоохранении». Тема межвузовского научно-методического семинара: «Проблемы теории и практики социальной работы». Организаторы – кафедра философии БГМУ совместно с кафедрой социальной педагогики БГПУ им. М.Акмуллы https://bashgmu.ru/news/64935/?clear_cache=Y

3 апреля 2021 г. состоялась студенческая научная конференция, посвящённая 45-летию создания стоматологического факультета БГМУ. Организатор конференции - кафедра философии https://bashgmu.ru/news/70058/?clear_cache=Y




Учебный процесс в вузе неотделим от процесса воспитания. Преподаватели кафедры философии и  ведут широкую культурно-воспитательную работу совместно со студентами. В соответствии с комплексной программой воспитания студентов Башкирского государственного медицинского университета кафедра преследует цель обеспечить оптимальные условия для развития гуманно-нравственной, творчески развитой, конкурентно способной личности. 

Задачами учебно-воспитательной работы являются: формирование  гражданственности и патриотизма, целостного отношения к окружающей действительности (к языку, культуре, истории, обычаям, традициям, религии); повышение культуры межнациональных и этнических отношений в молодежной студенческой среде и т.д.

Активная работа по воспитанию патриотизма среди обучающихся осуществляется в виде ставших уже традиционными встреч с ветеранами и организации посещений в национальный музей РБ, музей им. В.И. Ленина, музей им. С.Т. Аксакова, музей им. М.В. Нестерова, тематических вечеров, посвящённых 100-летию образования РБ и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Студентам всегда интересно соприкоснуться с историей и культурой своего края.  Музейные экспонаты воссоздают дворянскую атмосферу и приоткрывают интересные страницы, связанные с историей города, республики, страны. Эта работа проводится и среди иностранных обучающихся. 

Основное направление в воспитательной работе со студентами младших курсов — это создание условий для быстрой адаптации к вузовской системе образования и опора на индивидуальную работу с каждым студентом с целью обеспечения бытовых, социальных и других условий для успешного освоения всех дисциплин и максимально возможного сохранения принятого контингента студентов.
Воспитательная работа со студентами проводится в ходе лекционных и семинарских занятий. Учебная работа со студентами I-III курсов сочетается с разнообразными формами внеаудиторной воспитательной работы. В ходе изучения отдельных тем по дисциплине «История Отечества» часто практикуются ставшие уже традиционными встречи с ветеранами и семинары-экскурсии, где студенты знакомятся с материалами музейных экспозиций и выставок.

Одним из направлений воспитательной работы является обсуждение проблем современной молодежи на семинарских занятиях по различным дисциплинам, в рамках которых много внимания уделяется проведению различных мероприятий, направленных на морально-нравственное воспитание студентов, формированию научного мировоззрения, пропаганде научных знаний среди студентов университета и населения республики. С этой целью налажено тесное сотрудничество со многими общественными организациями, например, такими, как: Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РБ, «РОО «Содействие», «РОО фонд НАН», «РОО Голос АнтиСпид», МУ Городским центром психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО», Центром комплексного обслуживания населения «Изгелек». 

С представителями этих организаций постоянно проводятся конференции для студентов, посвященные проблемам детей с синдромом Дауна, профилактики наркомании и девиантного поведения в студенческой среде. Так, с целью формирования у студентов ответственного отношения, как к своему здоровью, так и окружающих, для студентов 1-3 курсов всех факультетов ежегодно проводятся мероприятия на тему: «Отношение общества к детям с синдромом Дауна», «Профилактика наркомании и ВИЧ-инфекции среди молодежи» с приглашением руководителя РОО «Содействие» Котельниковой Е.В., ведущих специалистов УФСКН РБ Рахматуллина Э.Р. и Байтуганова И.Р., психолога РОО «ГолосАнтиСПИД» Ивановой Г.Е.. Студентам читается актуальная лекция с показом познавательного фильма о социализации детей с данным синдромом, последствиях употребления наркотиков и об особенностях ВИЧ-инфекции, провести анкетирование по уровню информированности по вопросам наркомании и ВИЧ.

Мы тесно сотрудничаем с МУ Городским центром психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО». С целью оказания социально-психологической поддержки и помощи молодежи и их семьям психологи центра организуют и проводят круглые столы, мастер-классы, тренинги, деловые игры для студентов на актуальные темы.

В воспитательной работе активно участвуют и студенты специальности «Социальная работа» Башкирского государственного медицинского университета. Они являются организаторами движения SOCIUM!, объединяющего представителей общественности, которые неравнодушны к существующим социальным проблемам; студентов, которые принимают активное участие в создании и реализации собственных проектов и акций; общественные объединения, выразившие  поддержку целям Движения и его конкретным акциям. Оно является некоммерческой организацией и не ставит своей целью извлечение прибыли.
Датой  рождения движения  SOCIUM! считается 19 октября 2012 г. Цель: – привлечение общественности к актуальным социальным проблемам путем проведения публичных и благотворительных акций.
Задачи Общественного регионального  движения  SOCIUM!:
- формирование в обществе гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали;
- содействие профилактике и охране здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни;

- борьба с социальными пороками.
Движение осуществляет добровольческую, благотворительную, культурно-массовую, пропагандистскую, профилактическую и патриотическую деятельность.
"SOCIUM!" создала и воплотила в жизнь такие проекты, акции и конкурсы как:
Социальный проект «Подари улыбку миру», который заключался в том, чтобы дать детям из детских домов и домов-интернатов города Уфы проявить свои таланты.

Социальный проект «Социальная вспышка!» Цель мероприятия: поделиться оригинальными фотографиями, получить приз. Подписчики группы могли поделиться своими самыми красивыми фотографиями, а победителя, набравшего большинство голосов и победившего в конкурсе, ждал приз!
Акция "Спасибо за мирную жизнь!" - в Республиканском клиническом госпитале ветеранов войн был организован новогодний концерт, после которого студенты пообщались с ветеранами, послушали истории из их жизни. Акция прошла под девизом «Не забывайте тех, кто подарил нам мирную жизнь!»
Акция «Молоды сердцем!». Новый год - самый семейный праздник, но в жизни случается так, что у некоторых людей нет семьи. Именно поэтому общественное движение "SOCIUM!" и Волонтерский центр БГМУ провели акцию "Молоды сердцем!". Был организован новогодний праздник в Доме-интернате для престарелых и инвалидов города Уфы. Пожилые и люди с ограниченными возможностями здоровья с большим желанием принимали участие в концерте.

Новогоднее театрализованное представление. Цель мероприятия: организация праздника совместно с Республиканским центром иппотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья. В мероприятии участвовало более пятидесяти человек, в том числе Дед Мороз и Снегурочка. Они раздали детям новогодние подарки, покатали на лошади, водили хороводы вокруг елки. Детям очень понравилось. Все остались довольны!
  
Акция "Равнодушие.NET" была проведена на Верхнеторговой площади города Уфы. Целью мероприятия стало привлечение внимания горожан к проблемам детства в регионе.
Благотворительная акция "Поделись добром!". Данное мероприятие заключалось в оказании помощи Чишминскому детскому приюту для детей и подростков и организации детского праздника. Проект разработан в рамках Общественной регионального движения «SOCIUM!», созданного студентами специальности «Социальная работа» БГМУ. Они организовали сбор одежды детям Социального приюта для детей и подростков Чишминского района РБ. В ходе проведения благотворительной акции «Поделись добром!» были подарены собранная одежда и пианино, а также инсценирована сказка для маленьких воспитанников приюта.
 
Акция "Конец света для вредных привычек". Цель: борьба с антинаучными представлениями об апокалипсисе, собственным страхом перед ним и с вредными привычками. Каждый студент нарисовал вредную привычку, а потом смонтировали клип.
  
Социальный проект "Подари сказку маленькому человечку" был организован в стенах городского социального приюта для детей и подростков.
 Социальный проект «В танце все равны». Цель мероприятия: дать возможность проявить себя воспитанникам уфимских специальных общеобразовательных школ-интернатов.
Экскурсия и праздничный концерт «Подари улыбку миру», организованный для детей-сирот из уфимских школ-интернатов. Организаторы: студенты 1-5 курсов. Цель проекта: дать возможность проявить свои таланты воспитанникам детских домов, интернатов и реабилитационных центров города Уфы.
Воспитанникам были продемонстрированы экспонаты музея живой природы на кафедре биологии БГМУ. А позднее они выступили в концертном зале 10 корпуса. В программе было представлено более 15 концертных номеров. Никто из ребят не остался без сладких призов за свои вокальные и танцевальные номера
Студентами 1-3 курсов отделения «Социальная работа» были реализованы несколько социальных проектов, причем как в стенах университета, так и за его пределами, во время прохождения учебно-производственной практики. К примеру, был реализован социальный проект на базе «Уфимского дома-интерната для престарелых и инвалидов». Цель проекта: организация культурно-досугового мероприятия для пребывающих в доме-интернате. Силами студентов 1, 2 и 3 курса «Социальной работы» был организован концерт.
  
Сразу два социальных проекта реализовали студенты 4 курса на базе «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних». Цель проектов:
1.Организация спортивного и культурно-досугового мероприятия на базе центра.
2.Работа по профилактике побегов из центра воспитанниками
3.Установление дружеских отношений с данным центром, возможность для дальнейшего сотрудничества с БГМУ.

Стало уже традицией оказание студентами благотворительной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям в канун Международного Дня пожилых Администрации МБУ «Комплексного центра социального обслуживания населения «Изгелек» Кировского района ГО г.Уфы.
Студенты отделения «Социальная работа» проявляют высокую социальную активность как в стенах БГМУ, так и за его пределами. Проводимые ими мероприятия свидетельствуют о важности данной специальности для вуза, а также о важном источнике социальной рекламы для нашего вуза.
Студенты специальности «Социальная работа» (1-5 курсы) наряду со студентами других факультетов принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в университете: в студенческих конференциях, спортивных состязаниях, «Посвящениях в первокурсники, «Дебютах» и «Студенческой весне», где занимают призовые места.
  
Таким образом, целью воспитательной работы кафедры является формирование поликультурной личности, умеющей самостоятельно формулировать проблемы и практически решать их с высоких гражданских позиций. 

Студентам всегда интересно соприкоснуться с историей и культурой своего края.  На этот раз студенты  Группы СТ 101 стоматологического факультета  вместе со своим  куратором, профессором кафедры философии  Сухаревой Ириной Витальевной побывали на экскурсии  в Художественном  музее имени М.В. Нестерова – в одном из старейших музеев России, основанном 5 ноября 1919 года, открытом 5 января 1920 года. Музей расположен в исторической части города вместе с территорией бывшего сада особняк представляет образец русской усадьбы начала ХХ века. До революции усадьба принадлежала купцу-лесопромышленнику М.А. Лаптеву (1845–1919), особняк построен в 1913 году в стиле «модерн» по проекту известного самарского архитектора, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств А.А. Щербачёва (1858–1912). В 1954 году музею присвоено имя его основателя – уроженца Уфы, выдающегося русского художника, академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). 

В  трех залах музея студенты посмотрели около 80-ти полотен художника. Здесь представлены как монументальные работы, так и миниатюры, похожие на фотографии, пейзажи. 

В музее также представлены уникальные работы Народного художника СССР,   члена-корреспондента РАХ (1997)  Бориса Домашникова (1924—2003). Кроме того, студентам удалось познакомиться  с работами одного из ярких представителей русского авангарда начала ХХ века, «отца Российского футуризма», вдохновителя творческого объединения «Бубновый валет» Давида Давидовича Бурлюка (1882-1967). Как высянилось,  БГХМ им. М.В. Нестерова обладает самой крупной в России коллекцией его  живописи (37 произведений). 

 

 

 

Много внимания куратором групп  СТ 101АБ и СТ106АБ стоматологического факультета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, профессором кафедры философии, доктором исторических наук Сухаревой Ириной Витальевной уделяется приобщению  студентов к истории своего края, а также патриотическому воспитанию студенческой молодежи.  На этот раз студенты  Групп  СТ 106  и СТ104 стоматологического факультета  вместе с ней побывали на экскурсии  в Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова, открытом в 1991 году к 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова в родовом имении писателя, являющемся памятником архитектуры середины XVIII века, где с 1795 по 1797 гг. проживала семья писателя. 
    За годы существования Аксаковский музей постепенно завоевал негласное почетное звание одного из культурных центров города Уфы и Республики Башкортостан. Студентам здесь было очень интересно потому, что,  во-первых, музейные экспонаты воссоздают дворянскую атмосферу, а во-вторых,  приоткрывают интересные страницы , связанные с историей города, республики, страны. 

 

 

 

 

В связи с исполняющимся в 2019 году 100-летием образования республики Башкортостан Президентом России Владимиром Путиным 17 июля был подписан указ о праздновании в следующем году этой даты. Документ был опубликован на официальном портале правовой информации.
На этой неделе  в Национальном музее Республики Башкортостан прошло очередное совместное мероприятие с участием студентов 1 курса (группы 106А и 106Б) стоматологического факультета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, посвященное  истории первой автономной республики  - Башкирской автономной советской социалистической республики (БАССР).  Организаторами данного мероприятия стали  Рамазанова Лариса Асгатовна, старший научный сотрудник Национального музея РБ и Сухарева Ирина Витальевна, доктор исторических наук,  профессор кафедры философии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Целью данного мероприятия является приобщение студентов к истории родного края.  Студентам прочитана  актуальная лекция с показом документального фильма о  первых годах  автономной республики, где использованы уникальные фотографии и экспонаты из фондов музея.





Учебный процесс в вузе неотделим от процесса воспитания, одной из главных целей которого является формирование поликультурной личности. В связи с этим Советом кураторов университета этому направлению работы уделяется достаточно много внимания. Так, 7 апреля с.г. студенты 1 курса стоматологического факультета  (групп 106А и 106Б) вместе с куратором, профессором кафедры философии, доктором исторических наук Сухаревой Ириной Витальевной посетили Башкирский государственный театр оперы и балета,  являющийся на сегодняшний день  одним из ведущих культурных центров России и Башкортостана. В его обширном репертуаре – практически все известные музыкально-сценические постановки и образы. В их числе балет «Щелкунчик», занимающий особое место среди поздних произведений Петра Ильича Чайковского: он стоит обособленно от традиции балетного жанра; в нем новаторски применены музыкальные образы. 
Либретто к балету создано Юрием Григоровичем по мотивам сказки Эрнста Теодора  Амадея  Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»  с использованием мотивов сценария Мариуса Петипа. Следует заметить, что премьера балета состоялась еще 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. 
Студенты получили прекрасную возможность познакомиться с творчеством коллектива театра, ориентированного на постановку лучших образцов зарубежной и отечественной классики, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удается достичь подлинного мастерства.  








Распространение ВИЧ - вируса иммунодефицита человека, вызывающего заболевание - ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) - в отличие от врождённого иммунодефицита - является одной из актуальных проблем современности. 
В связи с этим в нашем университете достаточно много внимания уделяется профилактической работе, направленной на пропаганду научных знаний  и морально-нравственное воспитание студенческой молодежи. Совсем недавно, 2 апреля с.г. прошли  очередные встречи студентов 1 курса стоматологического факультета со специалистами Региональной общественной организации «ПОЗИТИВНАЯ СРЕДА» Ивановой Галиной Евгеньевной и Гильмановым Артуром Фаатовичем по профилактике ВИЧ-инфекции. Их организатором стала Сухарева Ирина Витальевна, доктор исторических наук, профессор кафедры философии. Главной целью этих встреч является формирование у студентов ответственного поведения в отношении, как своего здоровья, так и здоровья окружающих, изменения рискованного поведения молодых людей. Специалисты РОО «Позитивная среда» затронули  важнейшие аспекты ликбеза по ВИЧ-инфекции – источники, способы распространения, выявления, а также особенности ВИЧ-инфекции. В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД они используют те методы, которые, прежде всего, способствуют формированию знаний, убеждений, взглядов, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧ-инфекции, а также невысоким уровнем нравственной культуры.
Студентам прочитана  актуальная лекция, проведено анкетирование с целью выявления уровня информированности по вопросам ВИЧ-инфекции, распространена рекламная продукция, содержащая необходимую и полезную информацию по данной проблеме.

 

 

  

 

 

 

В связи с исполняющимся в 2019 году 100-летием образования республики Башкортостан Президентом России Владимиром Путиным 17 июля был подписан указ о праздновании в следующем году этой даты. Документ был опубликован на официальном портале правовой информации.

Наша кафедра активно проводит мероприятия, посвященные этому событию. Так, в 2018 году в Национальном музее Республики Башкортостан было проведено совместное мероприятие с участием студентов 1 курса (группы 106А и 106Б) стоматологического факультета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, посвященное истории первой автономной республики - Башкирской автономной советской социалистической республики (БАССР). Организаторами данного мероприятия стали Рамазанова Лариса Асгатовна, старший научный сотрудник Национального музея РБ и Сухарева Ирина Витальевна, доктор исторических наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Студентам прочитана актуальная лекция с показом документального фильма о первых годах автономной республики, где использованы уникальные фотографии и экспонаты из фондов музея.

Кроме того, на кафедре философии прошла Олимпиада среди студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Она так же посвящена истории БАССР. Организаторами данного мероприятия стали Сухарева Ирина Витальевна, доктор исторических наук, профессор кафедры философии и Панова Людмила Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Цель данного мероприятия: приобщение студентов к истории родного края.

 

 

Преподавателями (кураторами) кафедры философии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России много внимания уделяется проведению различных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание студенческой молодежи. В их числе мероприятие, посвященное 30-летию вывода войск из Афганистана, проведенное с приглашением участников боевых действий. Так, на кафедре философии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России прошла встреча с полковником М.Е. Гордеевым, организованная профессором кафедры философии, доктором исторических наук Сухаревой Ириной Витальевной и кандидатом исторических наук, доцентом кафедры философии Пановой Людмилой Алексеевной.

Гость поделился своими воспоминаниями перед студентами 1 курса стоматологического факультета. Его рассказ сопровождался просмотром документального фильма.

В ходе своего выступления М.Е. Гордеев говорил о том, что в Республике Башкортостан в целях патриотического воспитания среди школьников и молодежи, а также увековечивания памяти воинов-интернационалистов на сегодняшний день осуществляется целый комплекс мер. Однако, как подчеркнул гость, еще многое предстоит сделать.

Полковник вкратце рассказал о разработанном им проекте под названием «Чтобы помнили», целью которого является дальнейший сбор и распространение информации об уроженцах Башкортостана, принимавших участие в боевых действиях.

 

   

28 марта 2019 г. на кафедре философии БГМУ состоялось второе заседание межвузовского научно-методического семинара по социально-гуманитарным дисциплинам. Был заслушан доклад доцентов кафедры БГМУ Садыковой З.Р. и Мингазовой Н.Р. «Особенности преподавания юридических основ студентам непрофильных направлений высших учебных заведений», в котором рассматривались вопросы о включении правовых дисциплин в образовательные программы вузов непрофильных направлений, возникновение различного рода проблем в разъяснении юридической науки.

Посещение Национального музея РБ в рамках празднования Дня Республики Башкортостан и 100-летия со дня образования БАССР

В рамках празднования Дня Республики Башкортостан и 100-летия со дня образования БАССР кафедра философии организовала посещение Национального музея РБ.

Студенты первых курсов стоматологического и педиатрического факультетов под руководством доцентов кафедры философии Пановой Л.А. и Абдрашитова Ю.Ф. ознакомились с экспозициями музея, рассказывающими об истории добровольного вхождения башкир в состав русского государства, об участии башкир в пугачевском восстании и об участии «северных амуров» (так называли французы башкирских конников) в войне 1812 г.

Большой интерес у студентов вызвали экспозиции и рассказ экскурсовода об участии нашей Республики в Великой Отечественной войне и о современном Башкортостане.

Состоялась олимпиада по истории, посвященная 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

19 мая 2020 г. кафедра философии провела онлайн олимпиаду по истории, посвященную 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне среди студентов 1 курса стоматологического факультета. Организаторами олимпиады выступили доценты кафедры Панова Л.А., Галимова З.У., Мингазова Н.Р..

 

 



Мероприятие кафедры философии БГМУ  "Спасение семьи - спасение созависимых"


Кафедра философии к годовщине победы советского народа в  Великой Отечественной войне. Наши деды и отцы — победители. Помним, любим, чтим... 
IMG-20210505-WA0002.jpg
IMG-20210505-WA0004.jpgIMG-20210505-WA0007.jpg
 

Перечень тематических учебных комнат и лабораторий

№ п/п

Название лаборатории

Место расположения

Площадь
(кв. м.)

Кол-во посадочных мест

Ответственный

1.

Учебно-методический кабинет

Корп. № 2

30

20

Давлетшина Г.Р.

2.

Учебная аудитория № 1

Корп. № 2

24

30

Панова Л.А.

3.

Учебная аудитория № 2

Корпус № 2

30

30

 Галимова З.У.

4.

Учебная аудитория № 26

Корпус № 2

18

24

Ахунова Г.М.

5.

Учебная аудитория № 343

Корпус № 2

18

24

Сухарева И.В.

6.

 

 

 

 

 


Учебные помещения
Учебные кабинеты

№ п/п

Перечень помещений

Количество

Площадь в кв. м.

1.

Учебные аудитории: № 1, №2, №26, №343, №224

5

240

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

 

Всего: 5

 

 


Общая площадь помещений для преподавания составляет _________240______ В. м.
На одного студента (при максимальной одновременной нагрузке в__30__ человек) составляет ____1,6_______ кв.м.
Основные лекционные аудитории кафедры (например)

№ п/п

Расположение лекционного зала

Число посадочных мест

Техническое оснащение аудитории

Примечание

1.

Актовый зал кафедры

350

1. Экран
2. Телевизор
3. Мультимедийный проектор
4. Оверхейт
5. Слайдоскоп

-

2.

38 аудитория

240

1.Экран
2. Телевизор
3. Мультимедийный проектор
4. Оверхейт
5. Слайдоскоп

-

3.

28 аудитория

270

1. Экран
2. Телевизор
3. Мультимедийный проектор

-

4.

51 аудитория

70

-

-

5.

49 аудитория

70

-

-

6.

30 аудитория

70

-

-


Общая площадь помещений составляет ___240_____ кв.м.
На одного студента (при максимальной одновременной нагрузке) составляет __0,2___ кв. м.


Cтуденты  Башкирского государственного медицинского университета, обучающиеся по специальности «Социальная работа», являются организаторами движения SOCIUM!, объединяющего представителей общественности, которые неравнодушны к существующим социальным проблемам; студентов, которые принимают активное участие в создании и реализации собственных проектов и акций; общественные объединения, выразившие  поддержку целям Движения и его конкретным акциям. Оно является некоммерческой организацией и не ставит своей целью извлечение прибыли.

Цель: – привлечение общественности к актуальным социальным проблемам путем проведения публичных и благотворительных акций.

Задачи Общественного регионального  движения  SOCIUM!:

- формирование в обществе гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали;

- содействие профилактике и охране здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни;

- борьба с социальными пороками.

Движение осуществляет добровольческую, благотворительную, культурно-массовую, пропагандистскую, профилактическую и патриотическую деятельность.

"SOCIUM!" создала и воплотила в жизнь такие проекты, акции и конкурсы как:

Социальный проект «Подари улыбку миру», который заключался в том, чтобы дать детям из детских домов и домов-интернатов города Уфы проявить свои таланты.

1.jpg2.jpg

Социальный проект «Социальная вспышка! Цель мероприятия: поделиться оригинальными фотографиями, получить приз. Подписчики группы могли поделиться своими самыми красивыми фотографиями, а победителя, набравшего большинство голосов и победившего в конкурсе, ждал приз!

Акция "Спасибо за мирную жизнь!" - в Республиканском клиническом госпитале ветеранов войн был организован новогодний концерт, после которого студенты пообщались с ветеранами, послушали истории из их жизни. Акция прошла под девизом «Не забывайте тех, кто подарил нам мирную жизнь!»

Акция «Молоды сердцем!». Новый год - самый семейный праздник, но в жизни случается так, что у некоторых людей нет семьи. Именно поэтому общественное движение "SOCIUM!" и Волонтерский центр БГМУ провели акцию "Молоды сердцем!". Был организован новогодний праздник в Доме-интернате для престарелых и инвалидов города Уфы. Пожилые и люди с ограниченными возможностями здоровья с большим желанием принимали участие в концерте.

Новогоднее театрализованное представление!Цель мероприятия: организация праздника совместно с Республиканским центром ипотеропии для детей с ограниченными возможностями здоровья. В мероприятии участвовало более пятидесяти человек, в том числе Дед Мороз и Снегурочка. Они раздали детям новогодние подарки, покатали на лошади, водили хороводы вокруг елки. Детям очень понравилось. Все остались довольны!

3.jpg

Акция "Равнодушие.NET" была проведена на Верхнеторговой площади города Уфы. Целью мероприятия стало привлечение внимания горожан к проблемам детства в регионе.

Благотворительная акция "Поделись добром!". Данное мероприятие заключалось в оказании помощи Чишминскому детскому приюту для детей и подростков и организации детского праздника. Проект разработан в рамках Общественной регионального движения «SOCIUM!», созданного студентами специальности «Социальная работа» БГМУ. Они организовали сбор одежды детям Социального приюта для детей и подростков Чишминского района РБ. В ходе проведения благотворительной акции «Поделись добром!» были подарены собранная одежда и пианино, а также инсценирована сказка для маленьких воспитанников приюта.

4.jpg

Акция "Конец света для вредных привычек". Цель: борьба с антинаучными представлениями об апокалипсисе, собственным страхом перед ним и с вредными привычками.Каждый студент нарисовал вредную привычку, а потом смонтировали клип.  

5.jpg

Социальный проект "Подари сказку маленькому человечку" был организован в стенах городского социального приюта для детей и подростков.

Социальный проект «В танце все равны». Цель мероприятия: дать возможность проявить себя воспитанникам уфимских специальных общеобразовательных школ-интернатов.

Экскурсия и праздничный концерт «Подари улыбку миру», организованный для детей-сирот из уфимских школ-интернатов. Организаторы: студенты 1-5 курсов. Цель проекта: дать возможность проявить свои таланты воспитанникам детских домов, интернатов и реабилитационных центров города Уфы.

Воспитанникам были продемонстрированы экспонаты музея живой природы на кафедре биологии БГМУ. А позднее они выступили в концертном зале 10 корпуса. В программе было представлено более 15 концертных номеров. Никто из ребят не остался без сладких призов за свои вокальные и танцевальные номера.

6.jpg7.jpg8.jpg9.jpgimg234.jpg

  


 

 

 

 

 

 

  


Вернуться к списку кафедр
Яндекс.Метрика