Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
RU  EN 

Кафедры

Педагогики и психологии

  • История кафедры
  • Учебно-методическая деятельность
  • Научная деятельность
  • Воспитательная работа
  • Материально-техническая база
  • Достижения кафедры
  • Сотрудники кафедры
Педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии образована в 1993 году на базе факультета высшего сестринского образования.

Основное научное направление кафедры. Сегодня основное  научное направление кафедры – исследование теоретико-методологических и содержательно-технологических основ среднего и высшего профессионального медицинского образования, а также проблем трудовой и профессиональной социализации учащейся молодежи. Результаты научных разработок являются хорошей основой для разработки инновационных подходов к учебному процессу.

Перспективы развития кафедры связаны

-с введением инновационных педагогических технологий в учебный процесс (проблемные лекции с использованием мультимедийных технологий, ролевые и деловые игры по актуальной проблематике высшего медицинского образования);

-с усилением воспитательной функции преподаваемых на кафедре дисциплин (разработка элективных курсов, направленных на воспитание нравственно-этических  качеств будущих врачей);

-с расширением тематики научно-исследовательской работы сотрудников кафедры и студентов различных факультетов.

Контактная информация:
Адрес: 450000, РБ, г. Уфа, ул. З. Валиди, 47

Тел./факс зав. кафедрой: 8 (347) 272-86-51

E-mail:  pedagogika.psihologia@yandex.ru

История кафедры

Кафедра педагогики и психологии образована в 1993 году. С момента основания кафедрой заведует доктор педагогических наук, профессор Амиров А.Ф. Преподавательский состав кафедры представлен специалистами в области педагогики, психологии, биоэтики и филологии.
В структуре различных направлений деятельности университета кафедра педагогики и психологии охватывает своей деятельностью все образовательные программы вуза. Заведующий кафедрой Артур Фердсович Амиров, кроме осуществления функций, связанных с задачами образовательного процесса, является куратором Педагогической школы университета и Школы молодого преподавателя, входит в состав Ученого Совета БГМУ, Координационного научно-педагогического совета, а также ряда других методических советов и объединений университета. В 2001 году им была выполнена и успешно защищена докторская диссертация, а результаты проведенных исследований были успешно внедрены в практику образовательных учреждений Республики Башкортостан и Российской Федерации. С этого периода по настоящее время под руководством А.Ф. Амирова шесть преподавателей кафедры защитили кандидатские диссертации по темам, непосредственно связанным с профилем деятельности кафедры. Кроме сотрудников кафедры под руководством Артура Фердсовича на защиты кандидатских диссертаций вышли преподаватели других вузов и учреждений СПО Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации – всего 17 человек.
Кафедра педагогики и психологии в настоящее время является центром передовых научных исследований в области инновационного образования и сферы подготовки научных кадров, активно взаимодействует с ведущими научными коллективами страны, с органами управления образованием, образовательными учреждениями, Росаккредагентством в сфере образования и рядом других заинтересованных ведомств. Особо следует отметить взаимодействие с медицинскими учреждениями практического звена, которые являются базой для проведения исследований, апробации и внедрения результатов научных работ на уровне дипломных работ студентов и диссертационных исследований.
Сегодня кафедра является также центром студенческой научной работы в области медицинской педагогики, психологии, психолингвистики и биоэтики. Здесь ежегодно проводятся научные студенческие конференции, олимпиады и форумы по широкому кругу научных проблем.
Значительный вклад в развитие кафедры вносят сотрудники кафедры (Липатова Е.Е., Коньшина Ю.Е., Кудашкина О.В., Мурзагалина Л.В., Ивановский Ю.В., Бехтерева А.В., Хусаенова А.А., Трусов С.В., Данилова Е.В., Егорова Э.Э., Файзуллина А.А.).

Кафедра осуществляет образовательный процесс по всем специальностям и направлениям подготовки в  БГМУ.
Сотрудниками кафедры разработаны и обновлены в соответствии с ФГОС ВО рабочие программы по основным дисциплинам «Психология и педагогика», «Педагогика», «Биомедицинская этика», «Этико-правовое регулирование медицинской деятельности», «Коммуникативная деятельность», «Русский язык» и программы для иностранных студентов.
На кафедре подготовлены и преподаются элективные курсы для студентов всех специальностей «Коммуникативное мастерство медицинского работника», «Морально-правовые основы медицинской деятельности». Разработаны программы дисциплин по выбору: «Социология девиантного поведения», «Девиантное поведение детей и подростков», «Технология успешного обучения в вузе», «Профессионализм врача: личностные и социальные аспекты», «Культура речи микробиолога», «Коммуникативное мастерство фармацевтического работника».
Преподаватели кафедры активно используют в обучении студентов компьютерные технологии. На кафедре созданы и внедрены в учебный процесс электронные учебники, компьютерные тренинговые и контролирующие программы, мультимедийное сопровождение лекций преподаваемых дисциплин по всем темам, мультимедийные атласы к практическим занятиям и 59 мультимедийных ситуационных задач. На кафедре создан и находит свое применение богатый фонд видео- и аудиоматериалов. Изданы курс лекций и учебное пособие «Практикум по психологии и педагогике», ориентированные на новые стандарты.
Сотрудники кафедры своевременно проходят профессиональное повышение квалификации по своей специальности и по педагогике и психологии как на уровне БГМУ, так и РФ (Москва, Санкт-Петербург, Самара).
На кафедре традиционно проводится работа «Школы молодого преподавателя» для преподавателей БГМУ со стажем работы менее 5 лет. Назначением курса является подготовка молодых преподавателей Башгосмедуниверситета к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе программы высшего профессионального образования. Курс направлен также на личностный рост преподавателей, развитие их профессиональных способностей. Содержание курса составляют знания педагогических и психологических теорий образовательного процесса, его основных целей, закономерностей и принципов организации, классических и инновационных педагогических технологий, способов управления обучением и воспитанием (ответственные: зав. кафедрой, профессор Амиров А. Ф., доценты Липатова Е. Е., Кудашкина О. В.).
Активно ведётся на кафедре работа с иностранными студентами.
Методическую работу кафедры отличает традиционно высокий уровень. Так, по итогам учебно-методической работы последние пять лет средний балл на одного сотрудника превышает средний балл по вузу в целом.
По итогам учебно-методической работы в последние годы кафедра неоднократно занимала первое место среди теоретических кафедр БГМУ, получив большой кубок и диплом «Лучшая кафедра», а профессор  Амиров А. Ф. – звание лучшего заведующего кафедрой БГМУ.
Разработана и реализуется ООП для повышения педагогической квалификации преподавателей высшей школы.

Отчет по УМР за 2016-2017 учебный год

Отчет о самообследовании за 2016г.

Отчет о самообследовании за 2015 год.pdf

Отчет по УМР за 2015-2016 учебный год.pdf

Отчет об итогах УМР за 2015-2016 уч.год.pdf

Основные направления научно-исследовательской работы  кафедры педагогики и психологии  
1. Современные образовательные технологии высшей школы: разработка, внедрение и реализация.
2. Реализация компетентностной модели  обучения.
3. Актуальные проблемы профессиональной социализации будущего врача.
4. Организация волонтерского движения.
5. Реализация принципов биоэтики образовательного процесса медицинского вуза и профессиональной деятельности врача.
15-16 декабря 2016 года прошел молодежный научно-практический форум «Актуальные проблемы медицинской психологии, педагогики, биоэтики и лингвистические аспекты медицинской деятельности». Состав оргкомитета был представлен преподавателями кафедр педагогики и психологии, философии, представителями деканатов. Молодежный научно-практический форум был разделен на секции: биоэтика, психология и педагогика, лингвистика. В конференции приняли участие студенты первого, второго и третьего курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов и факультета медико-профилактического дела, которые выступили с докладами, представлявшими собой результаты исследований в рамках НИРС. Содержание докладов и уровень их презентации оценивало жюри, состоящее из числа студентов. Доклады вызывали живой интерес у слушателей, побуждали задавать вопросы, участвовать в дискуссиях.
Молодежный научно-практический форум открыла секция «Биоэтика», было представлено 15 докладов студентами факультетов лечебного, стоматологического, а также медико-профилактического дела. Призовые места были присуждены: 1 место – Сафаргалиной А.Г., Асанбаевой Д.Э. Л-211б и Л-215а за доклад «Рожать детей – это право или обязанность?» (руководитель доцент кафедры Липатова Е.Е.), 2 место – Глазутдиновой Л.Р., Гребневой Д.И. МПФ-201б «Биоэтические проблемы аборта» (руководитель доцент кафедры Мурзагалина Л.В.) и 3 место – Галлямовой Г.Р., Косенко Л.А. Л-213б «Этические основы реализации ухода за больными» (руководитель преподаватель кафедры Нелюбина Е.В.).
Секция «Психология и педагогика» была представлена 7 докладами студентов лечебного, стоматологического, педиатрического и медико-профилактического дела. Призовые места были присуждены: 1 место – Муллабаевой А.Р. Ст-105а «Исследование памяти» (руководитель доцент кафедры Мурзагалина Л.В.), 2 место – Канбековой Д.А., Мингазовой Л.Р. П-116а «Нелинейность в образовательном процессе» (руководитель доцент кафедры Кудашкина О.В.) и 3 место – Кадырбаеву Г.Ф. Ст-201а «Представление студентов о пользе и возможных негативных последствий использования жевательной резинки» (руководитель доцент кафедры Липатова Е.Е.).
В работе секции «Лингвистика» приняли участие студенты лечебного и педиатрического факультетов. Было представлено 17 докладов, в которых нашли отражение самые разнообразные области интеграции медицины и лингвистики (начиная от «Образа врача в поэзии» и «Медицинских текстов в Башкирии» и до медицинской лексики, в том числе синонимов, фразеологизмов, аббревиатур, жаргонизмов и др.). Призовые места были распределены: 1 место за работу «Медицинские жаргонизмы в речи студентов» Рахимовой Г.У. П-202а (руководитель ст. преподаватель кафедры Бехтерева А.В.), 2 место - «Две крайности одной сущности» Сережкиной К.И. Л-117а (руководитель преподаватель кафедры Петросян М.М.) и 3 место - «Лингвистический аспект медицинской деятельности» Хужахметову Э.Ф. с Сагировым Т.Т. Л-107аб, руководитель ст. преподаватель кафедры Линник Л.А.).
В заключении форума её участники выразили благодарность всем её организаторам, отметив, что подобного рода мероприятия и подготовка к ним являются не только познавательным и интересным делом, но и ориентируют на овладение знаниями для максимальной эффективности будущей профессиональной деятельности.

 d13 (1).jpg d13 (2).JPG d13 (3).JPG d13 (4).JPG d13 (5).JPG d13 (6).JPG d13 (7).jpg d13 (8).jpgd13 (9).jpg

19 апреля 2016г. на кафедре педагогики и психологии прошло секционное заседание 81-й Всероссийской итоговой молодежной научной конференции с международным участием «Вопросы теоретической и практической медицины». 
Было заслушано двадцать докладов, представлено и проанализировано пять стендовых докладов по актуальным проблемам психологии, педагогики, биоэтики. Так, рассматривался и обсуждался широкий круг вопросов, связанных с эвтаназией, трансфузиологией, комплаентностью; мотивами выбора профессии врача студентами БГМУ, конфликтностью в молодежной среде, тревожностью обучающихся, развитием познавательных психических процессов, особенностями формирования личности в неполной семье, психологическими особенностями женщин с невынашиваемостью беременности и т.д.
Доклады вызывали живой интерес у слушателей, побуждали задавать вопросы, участвовать в дискуссиях.
В работе конференции приняли участие студенты I-IV курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов БГМУ. Гостями и одновременно активными участниками конференции выступили студенты Уральского государственного медицинского университета (г. Екатеринбург), обучающиеся по специальности «Клиническая психология». Их доклады характеризовались высокой практической значимостью, разнообразием использования методов исследования проблемы, масштабностью собственных исследований, что явилось хорошим примером для участников студенческого научного кружка по психологии. Гости же из другого города отметили гостеприимство организаторов и участников конференции.
Стендовые доклады также вызвали большой интерес у участников конференции. Они были посвящены проблеме агрессивности у юношей и девушек, вопросам психологических и этических норм поведения медицинских работников.
Призовые места были присуждены следующим студентам: Гайнетдинова А.Р. «Изучение уровня эмоционального интеллекта на основе типа темперамента», Гаврилова В.Е. «Психологические особенности женщин с невынашиваемостью беременности», Тимофеева А.Г. «Выявление оптимальной мотивации для успешной деятельности», Арзуманян Т.С. «Мотивы выбора профессии врача студентами БГМУ», Обухова К.С. «Роль личностной тревоги в этиологии язвенной болезни», Кайгородова Е.С., Ильясова Т.М. «Высокий уровень комплаентности – залог эффективности».
В заключении конференции её участники выразили благодарность всем её организаторам, отметив, что подобного рода мероприятия и подготовка к ним являются не только познавательным и интересным делом, но и ориентируют на овладение знаниями для максимальной эффективности будущей профессиональной деятельности.

Отчет по НИР за 2016 год.pdf

Стратегической целью воспитательной системы  кафедры является переход от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию   университетской гуманитарной педагогически воспитывающей среды, единого воспитательного пространства как системообразующего фактора воспитания личности.

Под гуманитарной средой понимается относительно устойчивая совокупность педагогических воздействий, опосредованно и непосредственно влияющих на процесс его социализации и индивидуализации студенческой молодежи.

В содержательном  плане воспитательный процесс реализуется через разнообразие видов и направлений деятельности студентов на уровне вуза, факультетов,   кафедр и общеуниверситетских  органов студенческого самоуправления, волонтерского движения, института кураторства.

Цели, задачи и принципы воспитательной работы

Основной целью воспитательной работы на кафедре является направленность на разностороннее развитие личности студента как гражданина Российского общества, обладающего  необходимым набором профессиональных компетенций,  культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.

Главной задачей воспитательной работы со студентами  является создание условий для их активной жизнедеятельности, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в   интеллектуальном, культурном и духовно-нравственном развитии.

Наиболее  важными являются следующие задачи:

1. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.
2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в сфере здравоохранения, интеллигентности.
3.Ориентация на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры медицинского работника..
4. Привитие умений и навыков  межличностного взаимодействия с использованием различных форм студенческого самоуправления.
5. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций  Башкирского государственного медицинского университета, формирование чувства университетской солидарности и корпоративности.
6. Совершенствование физического состояния, привитие потребности здорового образа жизни, воспитание нетерпимого отношения к алкоголю, наркотикам,   антиобщественному поведению.

            В плане достижения цели и задач воспитания кафедра ориентируется на Модель личности специалиста

Модель личности специалиста - медика с высшим образованием в контексте воспитательной работы может быть представлена в виде системы требований к его личностным и гражданским качествам. Молодой специалист должен:

  • обладать  необходимыми компетенциями по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам
  • иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали, обладать врачебным альтруизмом
  • уважать Конституцию, государственную символику и законы Российского государства, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке
  • быстро  адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке
  • обладать способностью к саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств
  • иметь потребность в достижениях и самостоятельного принятия решений, обладать целеустремленностью, предприимчивостью и, одновременно, набором гуманистических качеств
  • иметь в определенной степени ориентацию на свои интересы и потребности, на достижение успеха, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни, уметь сочетать свои интересы с интересами других людей, в том числе пациентов
  • уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам
  • обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе и, в то же время, быть толерантным к другим народам

             Воспитательная  работа  кафедры педагогики и психологии в плане реализации модели осуществляется в следующих направлениях:

1. Систематически проводится работа по совершенствованию содержания и качества учебного процесса.

2. Работа по духовно-нравственному  воспитанию студентов осуществляется  в ходе чтения лекций, проведения практических и семинарских занятий, различных мероприятий в студенческих группах,  на основе тематических выступлений на студенческих производственных собраниях.  

3.  Используется воспитательный потенциал научно-исследовательской работы, в рамках которой     практикуется подготовка  докладов и эссе по актуальным проблемам  медицины, биомедицинской этики, психологии и педагогики.  Студенты выступают перед  своими однокурсниками и участвуют в дискуссиях.  Лучшие студенческие работы  выдвигаются на  курсовые студенческие конференции и на секционные конференции в день науки.

4. На кафедре организованы  студенческие научные кружки по  биомедицинской этике, педагогике и психологии.

5.  Культурно-массовая   деятельность осуществляется кураторами групп. Организуются походы на выставки, в театр,   инициируется участие студентов в спортивных мероприятиях.

6. Организуется воспитательная работа со студентами в общежитии.

7. Принимается участие в организации волонтерского движения.


На основании приказа ректора №163-а от 26.04.2016 года «О выполнении норм ГТО» сотрудники кафедры Педагогики и психологии приняли активное участие в выполнении норм ГТО среди сотрудников и профессорско-преподавательского состава БГМУ, получив грамоты и нагрудные значки. Мероприятие прошло задорно, весело и с пользой для здоровья!

С момента основания кафедра ведет большую общественную работу. 

Многие сотрудники кафедры успешно сочетают научную и педагогическую деятельность с общественной работой.
В масштабе Республики Башкортостан и г. Уфы А.Ф. Амиров осуществляет работу по организации и проведению профессиональных педагогических конкурсов «Педагог-исследователь», «Педагог-мастер». Уже много лет он председатель конкурса «Учитель года столицы Башкортостана» и член профессионального конкурса «Учитель года Республики Башкортостан».
А.Ф. Амиров является научным консультантом при отделе образования администрации г. Уфы, в составе которого функционирует лаборатория научного обеспечения образования, служба инновационного консалтинга, которые в настоящее время определяют стратегию практического исполнения достижений в области педагогической науки. Через деятельность этих структур результаты научных исследований А.Ф. Амирова находят практическое выражение в виде конкретных концепций, рекомендаций для руководителей и практических работников образовательной сферы.
Завуч кафедры Липатова Е.Е. принимает участие в широком круге совместных мероприятий, которые проводят Министерство здравоохранения и Министерство образования и науки РБ.
Сотрудники кафедры систематически участвуют в телевизионных круглых столах и телемостах (Амиров А.Ф., Липатова Е.Е., Трусов С.В.) по проблемам проведения профессиональных конкурсов, вопросах доказательной медицины и клинической этики, вопросам оказания психологической помощи пациентам и членам их семей.
В рамках профилактики стрессонапряженности учебного процесса, депрессивных состояний студентов проводятся лекции и беседы со студентами всех факультетов медуниверситета. В целях адаптации студентов к образовательному процессу был проведен ряд психодиагностических процедур, а также консультативная работа с родителями студентов.

Материально-техническая база кафедры Педагогики и психологии

Перечень учебных комнат 

№ п/п

Наименование учебной комнаты

Место расположения

Площадь (кв. м.)

Количество посадочных мест

1

Учебная комната № 347

2 корпус, 3 этаж

53,8

48

2

Учебная комната № 350

2 корпус, 3 этаж

47

48

3

Видеокласс (№ 346а)

2 корпус, 3 этаж

30,3

30

Площадь учебных комнат 1,46 на 1 студента

Количество студентов, одновременно обучаемых на кафедре - 120

Учебные кабинеты 

№ п/п

Перечень помещений

Площадь в кв. м.

1.

Кабинет заведующего кафедрой № 348

23,2

2.

Преподавательская № 344

53,8

3.

Лаборантская № 346

34

 

Всего:

111

Общая площадь, используемая кафедрой в образовательном процессе – 242, 1 кв.м.

Заведующий кафедрой педагогики и психологии Амиров Артур Фердсович активно участвует в общественной деятельности:

1. Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан.

2. Член Экспертного Совета при управлении образования Администрации г. Уфы

3. Председатель Большого жюри городского конкурса «Учитель года столицы Башкортостана» (с 2012 года).

4. Член Отделения педагогики и психологии АН РБ.

5. Заместитель Председателя диссертационного совета Д.212.012.01 по педагогике (специальности 13.00.01 и 13.00.08).

6. Куратор Школы Молодого Педагога.

7. Председатель социально-гуманитарного Совета БГМУ.

8. Член методического совета ВСО БГМУ.

9. Член РИС БГМУ.

10. Член КНМС БГМУ.

11. Член Ученого Совета БГМУ.

12. Член редколлегии журнала «Педагогический журнал Башкортостана» (реестр ВАК).

13. Член Совета ГУНО г. Уфы.

14. Член объединенного ученого совета факультетов лечебного дела с отделением социальной работы и медико-профилактического факультета с отделением микробиологии.

1_0002-001.jpg

1_0003-001.jpg

1_0004-001.jpg

1-001.jpg 1_0001-001.jpg

1_0005-001.jpg1_0006-001.jpg

1_0007-001.jpg 1_0008-001.jpg

1_0009-001.jpg 1_0010-001.jpg

1_0011-001.jpg1_0012-001.jpg

1_0013-001.jpg 1-001.jpg

IMG_6587.JPGSCAN_20161227_111507709_2.jpg

SCAN_20161227_111507709.jpgSCAN_20161227_111507709_3.jpg

SCAN_20161227_114730945.jpg


 

Вернуться к списку кафедр
Яндекс.Метрика